В варварском обществе человек уже рождается с определенным правом, которое соответствует знатности его семьи. Регламентация индивидуального поведения в варварском обществе достигает степени ритуализации, что приравнивает власть правовых отношений к магическим манипуляциям. Моральность такой правовой системы не столько концентрируется в поступках индивида, сколько находится в атрибутах рода, выражая его благородности или напротив худородность.
Варварское право не было полностью изжито и преодолено церковью и феодальной практикой, в измененной форме оно вошло в средневековое право.
Церковь явилась проводником номократической концепции права, восходившей к Библии, и в особенности к посланиям апостола Павла. Теория божественного права выдвигала тезис о всеобщем господстве закона, установленного Богом. Следовательно, источник права – Бог, но реализовывать божий дар должен правитель, который в некотором смысле был вне системы правовых норм.
Никто, ни император, ни какое собрание чинов или представителей земли, не вырабатывает новых законоположений. Поскольку источником права считался Бог, то отсюда следовало, что оно не может быть несправедливым или дурным, право – добро, по своей сути. Злым, дурным может быть лишь ущемление права.
Как и в варварском обществе, при феодализме статус неотделим от лица. Обычно статус был наследственным и от отца доставался сыну. Однако он мог быть изменен. Государь мог пожаловать новые права или человек мог уйти в город и стать его часть, а был вариант принесения оммажа (клятвы) крупному феодалу, таким образом приобретались права.
Положение человека зависело в первую очередь не от его имущественного состояния, а от того, какими правами он обладает.
Беднейший рыцарь был выше по статусу, чем самый богатый магнат королевства.
Роль юридических отношений еще более возрастала вследствие высокой ритуализованности общественной практики людей средневековья, отказ от проведения ритуальных действий приводило к аннулированию правового действия.
Письменная традиция записи права была долгое время на низком уровне, к пергаменту с надписями относились с предосторожностью, т. к. в большинстве случае не мог его прочесть. Поэтому подлоги в области письменного права были частным случаем, однако иногда они диктовались желанием добиться справедливости, монах, который писал документ подтверждения владений монастыря, не мог представить, что монастырские угоди не были дарованы, т. к. это нарушало бы божью волю, а, следовательно, невозможно.
#история #история средних веков #средневековье #средневековая европа #право #законы #наука и образование