Умение распоряжаться деньгами — один из самых важных уроков, который родители могут дать своим детям и благодаря им оказать реальное влияние на их будущее. Хотите вырастить независимого, творческого и предприимчивого человека? Подумайте о том, чтобы научить его обращению с деньгами, прямо сейчас.
Научить ребёнка правильному отношению к деньгам – это настоящий вызов.
Первое, что нужно запомнить, чтобы не обречь свои усилия на провал с самого начала, — дети учатся, наблюдая за своими родителями, а не слушая их лекции.
Если вы ежемесячно проваливаетесь в финансовую яму, бесконтрольно тратите деньги и легко поддаётесь транжирству, ваши наставления ни к чему не приведут. Здесь важен пример. Поэтому, если вы не умеет обращаться с деньгами, то, наверно, учить этому других не лучшая идея.
🔸 Когда начинать финансовое образование?
Это первый вопрос, который задают родители. Когда начинать знакомить ребёнка с основами обращения с финансами? Ответ прост: когда он проявляет интерес. С раннего возраста дети видят, как родители идут в магазин, выбирают товары на полках, а затем расплачиваются за них на кассе деньгами, слышат разговоры о планировании бюджета и прочем. Рано или поздно они сами об этом спросят. Тогда будьте готовы ответить.
🔸 Как НЕ говорить с ребёнком о финансах?
С малых лет стоит обращать внимание на вопросы, по типу: «Папа, ты мне купишь <....> ?». Старайтесь не отвечать детям «нет, не куплю» или «нет, потому что это слишком дорого».
«Нет, не куплю» - не правильный ответ по понятным причинам: ребёнок имеет право знать почему, и если он спросит, ответ ему будет признаком уважения к нему. Прежде чем ребёнок научится понимать сообщение - «нет, это слишком дорого», ему предстоит многое узнать: что у родителей ограниченные ресурсы, что банкомат — это не волшебная коробка, в которой печатаются деньги, что в магазинах вещи стоят денег.
Как начать знакомить малыша с этими проблемами? Медленно. В 3–4 года прибегая к простым играм и развлечениям. Например, вы можете прогуляться с ребёнком по городу и показать ему: это продавец, это таксист, а это врач. Объясните ему, что это за профессии и что этим людям платят за то, что они делают.
Ещё одной забавой в этом возрасте может быть игра в монеты. Если один батончик стоит 1 рубль, сколько батончиков я могу купить за 2 рубля? Таким образом, ребёнок узнает, что у всего есть цена и что за 2 рубля он не купит 10 батончиков. Дети очень быстро усваивают простые математические операции, так что у вас есть шанс научить своего малыша считать.
Следующим шагом может стать привлечение вашего ребенка к мелким покупкам — пусть он поможет вам сравнить цены на молоко, а после заплатить за него на кассе.
🔸 Карманные деньги
Как только ребёнок освоит вышеупомянутые основы, родитель может перейти на более высокий уровень образования и начать давать карманные деньги. Карманные деньги — действительно мощный инструмент финансового образования детей. Для того чтобы воспользоваться его преимуществами, недостаточно просто давать деньги. Вы должны установить правила и придерживаться их.
Как побудить ребёнка правильно распоряжаться деньгами? Стоит договориться с ним о том, что поскольку в его распоряжении есть карманные деньги, то он профинансирует часть своих потребностей с их помощью, и поэтому родители больше не будут давать ему дополнительные средства. Смысл в том, чтобы не дать денег на карманные расходы, и временами подкидывать ему 50 - 100 рублей на мороженое, когда он попросит. Таким образом, ребёнок никогда не научится принимать финансовые решения.
С помощью карманных денег мы можем научить детей тому, что:
- нельзя купить сразу всё на небольшую сумму денег,
- когда он тратится на что-то одно, на всё остальное может не хватить
- есть цели, на которые нужно копить деньги, потому что их нельзя достичь сразу,
- систематическая экономия более эффективна и менее заметна,
- важно соблюдать финансовые обязательства.
Последнему мы учим ребенка, если держим слово и сроки оплаты.
🔸 Если карманные деньги, то сколько
Готовясь дать ребёнку карманные деньги, стоит некоторое время следить за тем, сколько денег ему вообще необходимо. Как часто он приходит к вам, потому что хочет мороженое, шоколадку, новую игрушку? Это важно, потому что если до сих пор мы исправно выполняли все его пожелания, а теперь хотим дать в 10 раз меньше, то мы, скорее всего, добьёмся негативного эффекта. Ребенок быстро заметит разницу и почувствует себя обманутым.
🔸 Стоит ли платить за хорошие оценки и работу по дому?
Мнения по этому поводу разделились и, как всегда, решение остаётся за родителем. На мой взгляд, это не очень хорошая идея. Плата за хорошие оценки или выполнение простых домашних заданий может исказить взгляд вашего ребенка на мир. Обучение – это возможность, благодаря которой он получит образование. А работа по дому — это обязанность каждого члена семьи, так почему же ребёнок должен получать за это деньги?
🔸 Что делать, если ребёнок «НЕПРАВИЛЬНО» тратит деньги??
Идея давать карманные деньги должна быть такой, чтобы ребёнок сам распоряжался деньгами и нес последствия. Так что если у нас с ним есть договорённость о перечне расходов, которые мы не финансируем, потому что для этого и предназначены карманные деньги, давайте придерживаться его. Таким образом у него будет шанс испытать на себе последствия своего выбора, а это бесценный опыт.
🔸 Следует ли ребёнку участвовать в планировании семейного бюджета?
Домашний бюджет может быть сложным вопросом, и не стоит усаживать 7-летнего ребёнка рядом с собой и распределять расходы в Excel. Однако точно необходимо с раннего возраста приучать детей к осознанию того, что повседневная жизнь стоит денег. Попросите выключать свет, уходя на длительное время из комнаты, беречь воду и т. д. Также стоит показать ребёнку, что время от времени приходится покупать для дома средства для уборки и стирки, которые стоят недешево.
🔸 Когда начинать лекции по основам микроэкономики?
Дети умнее, чем мы иногда думаем. Подростки часто обладают более развитыми навыками абстрактного и логического мышления, чем многие взрослые. Все благодаря огромной гибкости ещё свежих нейронов. Если вы видите, что вашего ребёнка привлекают финансы, ему интересен мир – не ограждайте его от знаний. Во многих городах России действуют такие инициативы, как школа экономики для детей или университеты для детей. В больших городах полно кружков, предлагающих обучить детей финансовым основам — многие из них подойдут для детей всех возрастов.
Дайте ребёнку удочку, а не рыбку, и вы будете гордиться его успехами!