Найти тему

Русский писатель

Я выросла с чувством утраты русской идеи. Нет, я никогда не видела и не ощущала ее в обществе. Общество и современная культура - книги, кино, музыка - представляли русскость, как маргинальщину, алкоголизм, разухабистую глупость, ну и рабское преклонение перед цивилизацией, западной. Русскую идею я узнала у Достоевского, затем прониклась Бердяевым, Соловьевым и Розановым и затосковала по тому древнему созидающему принципу, по высшей духовной идее предназначенности, что сплочает народ в единство, а главное по аутентичности, от которой каждый в России отнекивался, как мог, как от чего-то позорного. Я тосковала по идее народа-богоносца, по мятущейся русской душе, по поискам духовного предназначения России для других стран.

В чем сила или даже так, в чем особенность русского народа? Какой тут ответ дашь, когда российская действительность после вскрытия СССР жалким образом слизала с запада нечто внешне лощёное, показушно толерантное, благодушно спокойное - нацепили костюмы, плотно подогнанные по европейским меркам к необъятной природе души. Нет, так и не нашли русского в русском. Какая там культура у нас будет, если половина - подражатели ценностям запада, а половина - представляют русского человека убожеством.

Русскому человеку всегда нужна высшая цель. И когда она была, была и эта невысказанная русская идея, потому что русский человек сразу раскрывался со стороны своей силы. Когда высшей цели нет, русский человек разрушителен, для себя прежде всего. Русская душа - не для мирной разнеженной действительности, с математически выверенной экономикой, что единственное является четким мерилом и ценностью для всех. Русский народ для грандиозных свершений в сфере духа. А это не посчитаешь, в систему не впишешь, голодных не накормишь, поэтому звучит абстрактно, для многих вовсе непонятно, а именно на эту особенность обращали внимание все, кто исследовал вопрос национальности.

Это странное свойство является частью творческой психологии. Как и творческому человеку нет места в сытой, размеренной жизни системы, так и русскому народу нет встроенности в мировую систему. Он будет белой вороной, а причины не любить русского всегда найдутся.

Почему я об этом говорю в писательском контексте? Потому что в ситуации, когда сломалась упомянутая мировая система, поменялась расстановка сил, внезапно проявилась русскость в ее глубинном значении, о котором писали Достоевский и Бердяев, и рассуждали другие русские философы и культурные деятели. Точнее не проявилась, а только еще дуновение, как возможность для ее возрождения, возможность для возврата к аутентичности. Для писателя это важно, впрочем как и для любого творческого человека, потому что у писателя удивительное свойство подхватывать коллективные бессознательные волны времени, народа, общества, его конфликтов, даже не имея информации. И эта внезапная "русскость" - такая волна. И в ней скрыт огромный потенциал, который очень долго был похоронен.

Знаете, когда работаешь с книгами - наследием эпохи, волей-неволей думаешь о культуре страны, иначе не выходит. Если у тебя на руках талантливая сильная вещь, ты думаешь о ней, как о возможной составляющей русской культуры, о том, а может ли эта книга представлять Россию другим странам. Наши книги почти не представлены в международной современной литературе. А секрет простой: нет аутентичности, есть попытка быть космополитами, а у нас это коряво выходит. Есть слабые потуги "поднять славянские корни" - нет в этом силы. Показать разлагающееся российское сознание - это не творчество, потому что не исследование, а так зарисовка с поверхности.

Войти в историю литературы русскому писателю возможно только как русскому писателю.

Хочет кто или нет, но поднялась мощнейшая волна русской идентичности, не только в нашей стране, но и во всем мире. Чем больше отрицающих, чем больше ненавидящих из других стран и недовольных в нашей, тем сильнее эта волна идет ввысь: ей все равно какой энергией питаться - поддерживающей или отрицающей - все внимание ей. И на этой волне можно "серфить", стать русским писателем, который будет именно русским с гордостью за особенности народа, за непостижимость души и прочее, что надо заново открывать и изучать, как делали в искусстве все до нас. И если вчера поймать эту волну народности, русскости было невозможно, если не погружен в исторические документы, то сегодня ее невозможно не ощущать буквально кожей. И эта задача творческих людей - создать русскую идею.

Если в конце этой статьи ожидается ответ на вопрос - а что значит "русский писатель", то вынуждена огорчить: в этом и заключается задача писателя - ответить на него самому, стать рядом с великими культурными деятелями прошлого и продолжить изучать ту незримую силу, что связывает нас с историей, корнями, всем миром, нашим местом в нем, взаимосвязями. Более того, я задам встречный вопрос:

В чем особое призвание русского народа?

Знаете, почему так важно сегодня ответить каждому на этот вопрос хотя бы самому себе, потому что пока каждый искал "свой путь" и аутентичность, это было похоже на лист, оторванный от дерева, который подхватил ветер. Но найти ответ, значит, получить силу дерева, свое место в стране, в истории, в мире.

P.S. И напоследок важная мысль: есть те, кто ЗА и те, кто ПРОТИВ, и те и другие русские писатели. За или против в историческом контексте не имеет значения. Писатель останется русским для всего остального мира, для истории. И если писатель ненавидит в себе русскость, стыдится ее, что ж, в его распоряжении потрясающий инструментарий: метафоричность, многослойность смыслов, диалоги с подтекстом, чтобы выразить ту сторону русскости, которую он презирает. Обоснуй, исследуй, докажи. А писатель "за" получает в свое распоряжение вдохновлять читателей единством, дарить силу, гордость и, главное, желание творить и создавать "свой мир". Только и тут непросто: лозунгами люди давно объелись, значит, исследуй, обоснуй, докажи.

P.SS. Перемены, кризис - это возможности. Разрушение сегодня - созидание завтра. Эта тема - одна из возможностей, это прямой призыв к созиданию.
_______________________________________
Анна Гутиева
#общество и люди #писатель #писательство #россия #литература