Источник: https://vk.com/public127148600
Существовали объективные и субъективные предпосылки к развитию благотворительности как социального явления XIX - начала XX века. К объективным предпосылкам относятся определенные процессы в данное время в российском обществе, которые определили вектор деятельности наиболее ярких представителей дворянства и буржуазии в России.
К социально-религиозным предпосылкам развития меценатства относится принадлежность многих купеческих династий к старообрядцам. Правда, некоторые, как, например, Иван Абрамович Морозов, являясь староверами, впоследствии переходили в православие. Невозможно недооценить роль христианских постулатов как старообрядцев, так и «новой» церкви в семейных традициях российских купцов.
К социально-культурным предпосылкам на макроуровне можно отнести всевозможные новые направления в различных областях искусства, также определенный культурный подъем. А на микроуровне к предпосылкам можно отнести близость меценатов к традициям, обычаям, схожесть мышления с их отцами и дедами, а также близость к народной культуре.
Проведение экономических реформ благотворно сказалось на финансовом положении купеческих династий. Это относится к социально-экономическим предпосылкам развития меценатства. В результате экономических реформ купеческие династии сформировали свои капиталы, которые впоследствии стали источником меценатских вложений в культуру, в социальную сферу.
Появившаяся возможность относительно свободно (в сравнении с 1825-1855 гг.) выражать свои взгляды, в том числе в художественной области и в области театрального искусства, а также произошедшее в период правления Александра II некоторое послабление цензуры относятся к социально-политическим предпосылкам.
К субъективным предпосылкам развития благотворительности относятся личностные качества предпринимателей: любовь к ближнему; трудолюбие, позволяющее накапливать и приумножать свои капиталы, направляемые потом на благотворительность; интерес к искусству; опять же, соблюдение заповедей, православное миросозерцание.
Именно с позиции православного мировоззрения русских благотворителей, вновь возвращаемся к объективным предпосылкам, конкретно к социально-религиозным. Благотворительность, базирующаяся на христианской морали, предполагает милостыню, которая наряду с молитвой и постом была частью покаяния, средством загладить перед Господом грехи свои, снискать его милость и войти в Царство Небесное.
Невольно вспоминается «Однодум» Н. С. Лескова:
- Все же, значит, есть в нем вредная фантазия. А в чем она заключается?
- Библии начитался.
- Ишь его, дурака, угораздило!
- Да; начитался от скуки и позабыть не может.
- Экий дурак! Что же теперь с ним сделать?
- Ничего не сделаешь: он уже очень далеко начитан.
- Неужели до самого до «Христа» дошел?
- Всю, всю прочитал.
- Ну, значит, шабаш [6, С. 213].
Продолжение следует