Найти в Дзене
Горы. Камни. Люди

Возрождая забытое мастерство

В декабре прошлого года в Екатеринбурге открыл свои двери для посетителей Центр истории камнерезного дела имени А.К. Денисова-Уральского. Не #музей, а именно центр. Музей истории камнерезного и ювелирного искусства в уральской столице уже есть, и о нём я подробно рассказывал в одной из своих предыдущих статей. Здесь же мы видим в корне иной, современный подход. Новый центр – это не музейная экспозиция, а, скорее, некое культурно-образовательное пространство, где к истории и традициям камнерезного мастерства можно прикоснуться руками в прямом смысле этого слова.

Центр разместился в самом сердце города, на улице Пушкина, заняв специально для него реконструированный доходный дом Загайнова, построенный в 1872 году по уникальному проекту уральского архитектора Михаила Реутова. Имя Алексея Кузьмича Денисова-Уральского он получил не просто так. Не буду пересказывать биографию этого удивительного человека – если она вас заинтересует, можете просто перейти по ссылке, поскольку соответствующая статья уже есть на моем канале. Скажу только, что на рубеже XIX-XX веков Денисов-Уральский прославился не только как мастер-камнерез и талантливый художник, но и как выдающийся популяризатор камнерезного искусства. Организованная им в столичном Петербурге #выставка "Урал и его богатства", где любой желающий мог не только восхититься подземными дарами Хребта России и подивиться таланту уральских мастеров, но и попробовать себя в роли резчика по камню или, скажем, рудокопа в шахте с самоцветами, в своё время обернулась настоящим триумфом. Ежедневно её посещали сотни человек, среди которых были представители императорской семьи, высокопоставленные сановники, дипломаты и зарубежные гости.

Доходный дом П.Е. Загайнова, в котором расположился Центр истории камнерезного дела, был построен в 1872 году. Его реконструкция длилась почти три года
Доходный дом П.Е. Загайнова, в котором расположился Центр истории камнерезного дела, был построен в 1872 году. Его реконструкция длилась почти три года

В новом Центре истории камнерезного искусства, похоже, решили если не воссоздать выставку Денисова-Уральского в миниатюре, то, как минимум, применить успешно апробированный более ста лет назад подход. Что же могут увидеть здесь посетители? Во-первых, несколько стеллажей с уральскими минералами, поделочными и полудрагоценными камнями. Менее ценные образцы – огромные куски яшмы и агата, серпентина и родонита, друзы горного хрусталя и мориона – можно потрогать и рассмотреть поближе. На #самоцветы – цитрины, гранаты, кристаллы берилла и аметистовые щётки – придется смотреть через стекло. К обзору подземных богатств Урала прилагается довольно любопытная карта с отмеченными на ней месторождениями, в том числе и не самыми известными. Хотя её можно ориентировочно датировать серединой позапрошлого века, в ходе более вдумчивого изучения разноцветные точки несложно сопоставить с современными населёнными пунктами. Так что, если впоследствии у кого-то возникнет такое желание, он сможет отправиться в небольшое путешествие и попробовать себя в роли хитника.

Среди "экспонатов" представлены образцы уральских поделочных камней – яшма, агат, родонит, малахит и многие другие минералы
Среди "экспонатов" представлены образцы уральских поделочных камней – яшма, агат, родонит, малахит и многие другие минералы

Затем логика осмотра ненавязчиво подталкивает нас к историческому обзору становления уральского камнерезного промысла. В этой части экспозиции, пожалуй, наибольший интерес вызывают несколько витрин, в которых наглядно представлены все стадии обработки камня – от исходной бесформенной глыбы до, скажем, готовой мраморной вазы. Отдельно иллюстрируется тот факт, что многие сложные изделия, которые на первый взгляд кажутся монолитными, камнерезы точили по частям, после чего "собирали" их в единое целое как детский конструктор. При этом стыки маскировались столь искусно, что незнающий человек даже не заподозрит такого "подвоха". Ещё один примечательный #экспонат – станок для шлифовки камня с ручным приводом. Естественно, сам он не оригинальный, но воссоздан по оригинальным чертежам XVIII века. За станком можно посидеть, покрутить шлифовальный круг и подивиться тому, как уральские камнерезы-кустари когда-то умудрялись проводить за такой тяжёлой и, вместе с тем, кропотливой работой по 10-12 часов в сутки.

За такими вот самодельными шлифовальными станками уральские камнерезы-кустари зачастую проводили целые дни напролёт
За такими вот самодельными шлифовальными станками уральские камнерезы-кустари зачастую проводили целые дни напролёт

Шедевры камнерезного искусства на момент моего посещения были представлены двумя работами – зато какими! Скульптуры "Ермак" и "Данила-мастер" создали современные мастера "Святогора" – одного из немногих сохранившихся до наших дней цехов камнерезов уральской школы. Филигранность работы, чувство камня и композиции, конечно, впечатляют. Примерно так же они впечатляют и при осмотре произведений прошлого и даже позапрошлого века, но, как ни крути, прогресс не стоит на месте. Нашим предкам не были доступны инструменты для столь тонкой обработки камня – равно как и столь широкий выбор исходного материала для своих работ. Ныне же в каждой такой скульптуре собраны сотни камней чуть ли не со всего мира – не только из России, но и из Бразилии, стран Центральной Африки, Китая и Индии. Говорят, что время от времени экспонаты в этих витринах будут сменяться, так что не удивляйтесь, если увидите здесь что-то новое.

Скульптура высотой 50 сантиметров выполнена из яшмы, халцедона, агата, пирита, горного хрусталя и других камней. О внимании к деталям говорит тот факт, что ручка топора сделана из дерева... но доисторического, окаменелого!
Скульптура высотой 50 сантиметров выполнена из яшмы, халцедона, агата, пирита, горного хрусталя и других камней. О внимании к деталям говорит тот факт, что ручка топора сделана из дерева... но доисторического, окаменелого!

Второй зал целиком посвящен Денисову-Уральскому. К сожалению, #история сохранила до наших дней лишь очень малую часть творческого наследия мастера. Значительная часть сохранившихся работ по камню за его авторством находятся ныне в коллекции Пермской государственной художественной галереи – о них я обязательно расскажу в одной из своих будущих статей. "Молодому" екатеринбургскому центру достались всего четыре оригинальных экспоната – #картины "Уральский пейзаж", "Река Тискос", "Утро на реке Чусовой" и "Лесной пожар". Последнее полотно поистине эпично – его размеры составляют примерно 3,5 на 4 метров, то есть площадь холста приближается к 14 квадратным метрам! Это самое большое живописное полотно среди всех, когда-либо экспонировавшихся на Урале. Кому-то художественная манера Алексея Кузьмича может показаться слишком грубой и топорной, а мне она отчего-то по душе – чувствуется в его полотнах искренняя, неподдельная любовь к уральской природе. А что до техники... В конце концов, Денисов-Уральский – художник-самоучка, и рисовал он так, как ему хотелось, а не так, как того требует академическая #живопись .

Оригинал этой грандиозной картины, написанной Денисовым-Уральским в 1904 году, был был потерян после Всемирной выставки в американском Сент-Луисе. В 1910 году художник воссоздал произведение по памяти – именно его мы можем видеть теперь
Оригинал этой грандиозной картины, написанной Денисовым-Уральским в 1904 году, был был потерян после Всемирной выставки в американском Сент-Луисе. В 1910 году художник воссоздал произведение по памяти – именно его мы можем видеть теперь

В уголке зала притаился ещё один примечательный экспонат, отсылающий нас к той самой нашумевшей выставке начала XX века. Это фрагмент забоя глубиной около пяти метров, воссозданный с максимальной достоверностью: теснота, деревянная крепь, тусклый свет шахтёрской лампы – всё как на настоящем руднике. Не хватает разве что капающей с потолка воды да тяжелого, спертого воздуха. При желании можно и за кайло взяться. Правда, этой опцией подавляющее большинство гостей пренебрегает, используя локацию лишь как фотозону, в которой можно сделать несколько атмосферных снимков на память.

Макет штольни в натуральную величину привлекал внимание посетителей выставок Денисова-Уральского ещё в начале XX века. Теперь его решили воссоздать и в Центре истории камнерезного дела
Макет штольни в натуральную величину привлекал внимание посетителей выставок Денисова-Уральского ещё в начале XX века. Теперь его решили воссоздать и в Центре истории камнерезного дела

Но настоящий "интерактив" ждёт посетителей этажом ниже. Здесь разместилась небольшая, но вполне современная камнерезная #мастерская , где под руководством сотрудников центра каждый может попробовать свои силы в даже с виду непростом ремесле обработки камня. Для экономии времени работать предстоит с селенитом. Обрабатывать этот #минерал – морфологическую разновидность гипса – одно удовольствие. Он настолько мягкий, что даже на мелкозернистом шлифовальном круге (а крупное зерно, как я понял, не используют из соображений безопасности) #камень размером с перепелиное яйцо при желании можно превратить в пыль буквально за пять минут. Вместе с тем, селенит достаточно красив, чтобы результат ваших стараний смог порадовать глаз. В местных кладовых имеются в запасе и более интересные камни, включая знаменитый уральский малахит, но их приберегают специально для тех, кто захочет заняться освоением азов камнерезного дела более серьёзно – совсем скоро на базе центра стартует первый набор желающих принять участие в соответствующем учебном курсе. К слову, вторую половину цокольного этажа занимает лекционный зал.

Селенит – поделочный камень не только простой в обработке, но ещё и довольно-таки красивый сам по себе
Селенит – поделочный камень не только простой в обработке, но ещё и довольно-таки красивый сам по себе

Да, чуть не забыл. Ещё здесь есть небольшой сувенирный магазин. Выбор, возможно, не самый богатый, зато цены вполне адекватные. Приятный бонус ко всему этому – более чем демократичная по нынешним временам стоимость входного билета. За смешные 150 рублей мне провели полноценную экскурсию, позволили без особого ограничения по времени поработать на шлифовальном станке, да ещё и в процессе всего этого вести фотосъёмку без всяких ограничений. Это, уж простите за игру слов, камень в огород Уральского геологического музея, где при стоимости входного билета в 200 рублей смотрители яростно пресекали все мои попытки даже взять в руки смартфон, не говоря уж о том, чтобы достать из сумки фотоаппарат – за фотосъёмку, даже непрофессиональную, там нужно доплатить ещё столько же.

На страницах этого канала я уже не раз рассказывал вам о подземных богатствах Уральских гор и о людях, которые в разное время открывали их миру. К примеру, каждому с детства известны сказы Павла Петровича Бажова о Хозяйке Медной горы, но далеко не все знают, что у Данилы-мастера был реальный исторический прототип – горщик Данила Кондратьевич Зверев. Что самое интересное, так это то, что за несколько веков их активного промышленного освоения уральские кладовые до сих пор не оскуднели. Вишневые горы до сих пор хранят в своих недрах настоящие самоцветы, а близ знаменитой Большой Орлецовой копи поделочный родонит в прямом смысле слова валяется под ногами. Просто надо знать, где искать.