Результатом обучающего процесса является формирование навыков и компетенций. Решения и действия сотрудников, которые отвечают тем профессиональным задачам, которые перед ними стоят.
Технология перевода цели на язык действий появилась в 50-60 годах прошлого века благодаря бихевиоризму. В основе такого подхода постепенный перевод учебных целей в фиксированные действия, которые позволяют освоить навык и повысить свою компетентность.
В 1956 году Бенджамин Блум разработал теорию учебного процесса — таксономию. Основная идея заключается в том, что обучение — это последовательный процесс. Состоит он из 6 уровней: запоминание, понимание, применение, анализ, синтез и оценка. Каждый из них опирается на предыдущий: без знания невозможно понимание, без понимания — применение и далее.
Иерархия обучающих процессов по Блуму.
— Уровень знания. Задача этого уровня — изучить доступную информацию по теме обучения на уровне.
— Уровень понимания. Способность переработать информацию и изложить ее своими словами.
— Уровень применения. Способность применить информацию на практике, в реальных рабочих ситуациях.
— Уровень анализа. Способность описать внутреннюю систему и вводить изменения. Сохранение навыка и компетентности даже в тех случаях, когда возникают сложности, трудности, неопределенность
— Уровень синтеза. Способность комбинировать полученные знания, менять их, сохраняя смысл, использовать знания и навыки в разнообразных ситуациях. Творческий и инновационный подход к работе. Междисциплинарность
— Уровень оценки. Способность стандартизировать, обобщить информацию, сравнить. Чаще всего это уровень наставников, которые свои навыки в состоянии передать другим сотрудникам с помощью регламентов.
Как использовать таксономию при организации обучающего процесса?
1 уровень таксономии Блума покажет, насколько хорошо сотрудники запомнили материал.
2 уровень таксономии найдёт, кто понял материал.
3 уровень таксономии проверит на практике.
4 и 5 уровни таксономии Блума покажут, кто сможет действовать не по сценарию.
6 уровень таксономии Блума покажет, кто умеет принимать решения.
На наш взгляд, этот подход позволяет более системно подойти к развитию компетенций сотрудников и получить качественные результаты обучения.
Актуальные контакты:
Гали Новикова 8-961-657-27-77, gali.nov.couch@gmail.com
Юлия Игнатова 8-937-706-04-63, yuliya.hr.abc@gmail.com
Telegram - https://t.me.hrway
ВКонтакте - https://vk.com/abc_russia