Самая популярная причина обращения родителей к логопедам –– когда ребёнок неправильно выговаривает один или несколько звуков. Рассказываем, какие этапы постановки звуков нужно пройти, чтобы эффект от занятий был устойчивым.
Этап диагностики
На первом занятии специалист проводит комплексную речевую диагностику. Это необходимо даже в тех случаях, когда родители чётко знают, какие конкретно звуки не освоил их малыш, и связано с тем, что результаты комплексной речевой диагностики могут оказаться неожиданными. Дело в том, что проблемы с речью часто скрываются совсем не там, где их видят родители.
Речевая диагностика — обязательная часть работы с логопедом. Вы можете записать малыша на бесплатную речевую диагностику в первую школу коррекции речи KidBrains по этой ссылке.
Этап подготовки
После прохождения диагностики логопед точно знает, какие звуки и по какой причине даются ребёнку сложнее всего. На этом этапе специалист решает, какие методики подобрать, как именно будет проходить постановка звука, этапы, занятия и так далее.
На этой стадии задача логопеда заключается в том, чтобы научить ребёнка различать «трудные» звуки на слух в словах и правильно управлять речевым аппаратам, чтобы наладить произношение.
Основные методики, задействованные на подготовительном этапе: артикуляционная и дыхательная гимнастика, упражнения и игры на развитие фонематического слуха, а также мелкой моторики. От качества подготовки во многом зависит, насколько быстро и успешно ребёнок научится говорить чисто и без запинок.
Этап постановки
Только после того, как ребёнок научится различать «трудные» звуки на слух и управлять своим артикуляционным аппаратом для правильного произношения «трудного» звука (приводить язык, губы, зубы, щёки в нужное положение), начинается непосредственная работа по его постановке.
Опытные специалисты советуют уделить больше времени подготовке органов речи –– тогда сама постановка проходит легче и вызывает меньше сопротивления у детей.
Комплекс упражнений для постановки правильного звукопроизношения подбирается специалистом индивидуально. Логопед учитывает возраст ребёнка, список «трудных» звуков и степень нарушений, сопутствующие особенности ученика и так далее.
Этап автоматизации
Недостаточно поставить на занятиях правильное произношения одного или нескольких звуков. Нужно автоматизировать этот навык, чтобы ребёнок чисто и без ошибок выговаривал сложный звук в повседневной жизни: дома, в садике или школе, общаясь с друзьями во дворе и так далее.
Автоматизация звука может занять в два-три раза больше времени, чем его постановка. И это нормально. На занятиях в этот период логопеды активно используют методики и приёмы логоритмики, скороговорки и чистоговорки на соответствующий звук и другие логопедические методы.
Этап закрепления
Этапы правильной постановки звука завершаются стадией закрепления. Точнее, стадия закрепления часто идёт параллельно с другими этапами –– в зависимости от индивидуального плана коррекции речи, который логопед составляет для каждого ребёнка.
На этом этапе важно роль всех взрослых, с которыми постоянно общается ребёнок –– родителей, бабушек, дедушек, старших братьев и сестёр и так далее. И задача взрослых –– не только в том, чтобы вовремя напомнить малышу о необходимости выполнить домашнее задание от логопеда. Роль окружения в логопедической работе гораздо больше. Взрослым важно самим постоянно показывать пример правильного звукопроизношения, чаще разговаривать с ребёнком, аккуратно обращать внимание на его ошибки в речи, напоминать о том, как произносить звуки правильно.
Многие думают, что логопед может исправить произношение звука за несколько занятий, но это не совсем так. Специалист действительно может быстро научить ребёнка приводить органы речи в правильное положение. Но без качественной подготовки, автоматизации и закрепления этот навык исчезнет так же стремительно, как и появился. Правильная постановка звука у логопеда — длительный процесс, состоящий из нескольких этапов. Только вместе они дают устойчивый результат в виде чистой речи без ошибок.