Звук «т» –– один из самых повторяемых звуков в русском языке. Его частотность –– примерно 6%. К пяти годам ребёнок должен научиться выговаривать «т» чисто и уверенно. Но если в речи пятилетнего малыша всё ещё слышатся слова «церемок», «пворог» или «кефкели», стоит обратиться к логопеду. Рассказываем, какие этапы включает постановка звука т.
Диагностика речи
Постановка звука т и других звуков всегда начинается с диагностики речи. На диагностике логопед определяет, почему именно малыш не выговаривает тот или иной звук, и какую из ошибок он допускает во время речи.
Частые ошибки при произнесении «т»:
- замена звуками «к» и «г»;
- смешение или перестановка согласных, находящихся рядом с «т»;
- потеря «т», стоящего после «п» или «к» («пьица» вместо «птица»);
- замена «т» звуками «ц» и «ч» («Пеця» вместо «Петя»).
Главные причины искажения произношения «т»:
- задержка в формировании артикуляционного аппарата,
- нарушение тонуса мускулатуры,
- сложности в звуковосприятии.
Способы постановки звука т, которые подбирает логопед, зависят от результатов диагностики. Кстати, вы можете записать малыша на бесплатную онлайн-диагностику речи в первую школу коррекции речи в России KidBrains по этой ссылке.
Подготовка
Следующий этап постановки звуков –– подготовка. На этом этапе логопед подбирает упражнения, которые помогут подготовить органы артикуляции к правильному произношению опредедённого звука.
При постановке звука «т» логопед обычно использует следующие подготовительные упражнения:
«хомячок» – ребёнка просят надуть щёки, задержать воздух на несколько секунд и сделать сильный выдох;
«мыльные пузыри» – ребёнку предлагают надувать мыльные пузыри, не надувая при этом щёки;
«часы» – малыша просят улыбнуться с открытым ртом и начать двигать кончиком языка вправо и влево к углам губ, не двигая при этом нижней челюстью.
Тренировка произношения
Если необходима постановка звука т, упражнения для тренировки произношения, опять же, зависят от результатов диагностики.
Часто логопеды предлагают различные весёлые игры. Например, специалист может предложить малышу повторить стук, треск или удары, издаваемые известным ему механизмом: «та-та-та», «ту-ту», «тук-тук», «тыр-тыр».
Затем следует проработка слов, в которых трудный звук входит в первый слог: «туча, торт, такси». После этого логопед переходит к словам, в которых «т» является частью среднего слога: «сметана, Никита, потолок». И только после этого ребёнок отрабатывает произношение слов, оканчивающихся на «т»: «компот, пилот, вертолет».
Автоматизация
Постановка звука –– это только начало пути. Не менее важно –– довести произношение звука до автоматизма. На этом этапе логопед может предложить малышу разучивать скороговорки –– «плотник стучит топором», «Таня рисует тучу», «Тимур ест торт» –– либо использует другие способы доведения звука до автоматизма.
Закрепление
Закрепление –– финальный этап постановки звука. На этом этапе логопед обычно ставит перед малышом новые задачи. Например, учит его отличать «т» от похожих звуков «д», «к», «п», «х».
Каждый логопед использует различные способы постановки звука т. Главное, чтобы специалист составил индивидуальный план коррекции речи после комплексной диагностики и использовал только доказательные методики.