Одна из страниц отечественной истории, навеки сделавших эмоционально взаимозависимой жизнь россиян и украинцев – это крестьянские переселения второй половины XIX века в окраинные земли Российской империи, в том числе в Оренбургскую область. Крестьяне ехали сюда за землей и находили ее у башкир. Десятки сел и хуторов, населённых, как тогда говорили, «малороссами», появилось в Восточном Оренбуржье. Среди них мое родное село – Шубино.
В 1954 году, в год 300-летия Переяславской рады, закрепившей союз украинцев и русских, вышел сборник «Великая дружба». Исследователь украинского переселенчества в Оренбуржье С.А. Попов писал:
«Насколько интенсивно шел приток крестьян-украинцев в оренбургские степи после 60-х годов и до конца XIX века можно видеть из итогов первой всероссийской переписи населения 1897 года с данными о числе #украинцев в области в 60-х годах XIX в. Оказывается, что за последние 30-40 лет прошлого (т.е. XIX, – Авт.) столетия число украинцев в Оренбургском и Орском уездах увеличилось почти в три раза, а в Бузулукском уезде – в 4,5 раза».
Про мое село Попов писал: «Село Шубино. Основано в 70-х годах XIX в. украинцами из Воронежской губернии». В детстве мои одноклассники-башкиры рассказывали, что их бабушки-апайки название села выводят из слова «шуба». Мол, #переселенцы покупали клочки земли за шубы, за овчину. Мне тогда казалось, что это фантазия, ложная, как говорится, этимология. Но потом я понял, что это, скорее всего, действительно так. Случаев, когда землю на южных окраинах Башкирии покупали за овчинную «валюту», описано в исторических источниках немало.
Соседние же села по преимуществу назывались по именам тех населенных пунктов, из которых были родом переселенцы. Там обустраивали быт #украинцы из Харьковской, Черниговской, Полтавской и других губерний, отнесенных сегодня к Украине. В нашем уголке Оренбуржья, рядом с селениями «Воронежское», «Ново-Воронежское», появились «Полтавка», «Харьковка», «Херсон» и «Херсонка», «Ново-Киевка»… Кстати, обилие слов с «Воронеж», наверное, помешало моим предкам назвать село в честь своей родины. Поэтому вспомнили про «шубу».
По переписи 1897 года в Орском и Оренбургском уездах Оренбургской губернии насчитывалось 38 905 «малороссов» (1). Незадолго до образования Советского Союза, к переписи 1920 года, украинцев здесь стало уже 74 219 человек (в советские времена этноним #«малороссы» исчез, был заменен «украинцами»).
Но ни одна перепись не в состоянии была подсчитать, сколько мальв, прекрасных розовых, сиреневых, желтых и алых мальв, было высажено в память об украинской родине под стенами хат-мазанок на оренбургской земле.
Что читать:
1. Попов С.А. Из истории поселения украинцев в Чкаловской области // Великая дружба. Чкалов, 1954.