Раз уж начал я вчера с первой части кинопохождений Эраста Фандорина, то и продолжу о нем: благо действие "Турецкого гамбита" происходит во время русско-турецкой войны 1877-1878 годов, стартуя еще в Сербии 1876 года, и уж в оружии-то в кадрах недостатка не будет, логично?
Снова вынужденная вставка:
Здесь и далее кадры и анимации взяты из открытых источников или собраны из лицензионной копии на диске, авторские права принадлежат ОАО "ТРИТЭ". На всякий пожарный случай для г-на Михалкова хочу отметить, что сериал, впоследствии перемонтированный в фильм, является с точки зрения ГК РФ частным случаем "произведения", а согласно ст. 1274 ГК РФ:
...допускается без согласия автора или иного правообладателя и без выплаты вознаграждения:
2) использование правомерно обнародованных произведений и отрывков из них в качестве иллюстраций в изданиях, радио- и телепередачах, звуко- и видеозаписях учебного характера в объеме, оправданном поставленной целью.
Ладно, погнали. По сравнению с вырвиглазным "Азазелем" здесь этот самый глаз изначально радуется. Например, массовка российских солдат, как и положено, вооружена 4,2-линейными винтовками Бердана "номер 2", на вооружении стоявшими с 1870 года и аккурат впервые попавшими на именно эту войну.
Сербы (и вместе с ними Фандорин в самом начале) используют 6-линейные винтовки Крнка модели 1869 года. Они к тому времени сохранялись на вооружении и в России, а с началом русско-турецкой войны большая партия таких винтовок была передана Болгарии. Что ж, тут все тоже канонично.
У старательно никуда не попадающих турок в этой же сцене также точно соответствующее эпохе и месту действия оружие: винтовки Мартини-Генри, которые по заказу Турции были изготовлены в США фирмой Providence Tool Company.
Однако рано я радовался - ведь буквально через минуту Эраст Петрович, выкинув в поле "Крнку", обзаводится совершенно нереалистичным в этот момент "Винчестером" образца 1894 года.
Это даже двойной киноляп, на самом деле - дело в том, что впоследствии в этой же серии в руках Фандорина "засветится" и Winchester M1866, не только соответствующий эпохе, но и вполне находящийся на своем месте: в 1870 году Турция закупила 45 тысяч таких винтовок под патрон .44 Henry, прекрасно показавших себя, в частности, под Плевной. То есть "правильная"-то винтовка у реквизиторов была, и зачем было в другой сцене выдавать Егору Бероеву совершенно не попадающий в эпоху "Винчестер" конца XIX века - непонятно.
Не обошлось в фильме и без откровенного "я его слепила из того, что было". Помните "снайперскую" винтовку в некоторых сценах?
Это - на самом деле "шедевр" реквизиторского искусства. Имитация трубчатого подствольного магазина (по факту - просто кусок водопроводной трубы даже без заглушки с торца!) при том, что в некоторых кадрах видна крышка встроенного коробчатого, чудовищные хомуты крепления прицела...
Возможно. это сооружение должно было изображать швейцарскую винтовку Веттерли 1869 года, которая действительно имела подствольный магазин на 11 патронов и отличалась хорошей кучностью боя (так что "оснайперить" ее действительно могли бы).
Но. правда, вышло ни разу не похоже. Еще, в теории, киношники могли попытаться изобразить винтовку Remington-Keene, также использовавшую болтовый затвор в сочетании с подствольным трубчатым магазином - но, однако, на момент русско-турецкой войны ее еще не начали выпускать. И все равно вышло не похоже ни грамма!
По факту же в некоторых кадрах прекрасно виден "исходник" этой поделки:
Трудно не узнать "маузеровские" корни. Здесь реквизиторы поглумились над сербской винтовкой Zastava M1899 - лицензионным "Маузером М1895".
Что ж, давайте перейдем к короткостволу. Нет, ведь включали же реквизиторы голову, когда хотели - например, у Вари обнаруживается более чем каноничный пистолетик под патрон Флобера.
"Флоберы" такого типа, выпускавшиеся множеством фирм и оружейников-кустарей, были уже широко распространены к середине XIX века, и попадание пистолетика в кадр более чем оправдано.
Но вот на этом можно заканчивать радоваться, ибо с револьверами в "Турецком гамбите" все очень плохо. Например, во многих сценах отчетливо виден спортивный револьвер ZKR-551, сконструированный, пардон, в 1955 году!
В сцене на мосту (начало первой серии) вовсе крупным планом показывают британский револьвер Webley Mk VI . Этот же револьвер светится еще в нескольких сценах, причем в одном месте даже видно клеймо "Mark VI" на рамке.
В реальности же этот револьвер .455-го калибра появился только в 1915 году.
В одной из сцен д'Эвре передает Варе револьвер Гассера модели 1880 года вместо куда более логичного "Гассера М1870" или M1870/74 - именно в 1880 году на револьверах Гассера появилась переломная рамка, которую хорошо видно на кадрах.
Этот револьвер нередко называют также "Черногорским" (Montenegrin Gasser) из-за того, что в 1889 году он был принят на вооружение черногорской милиции (в которой, кстати, числилось все мужское население края без исключений). В русско-турецкую войну же он никак не мог угодить.
Появление в кадрах "русского Смит-Вессона" не может не радовать - это единственный револьвер во всех четырех сериях. который действительно мог оказаться в описываемом времени, так как принят на вооружение был в 1869 году.
Правда, с этим револьвером в фильме тоже не все чисто - на кадрах перезарядки хорошо видно, что барабан имеет вставки под холостые патроны меньшего калибра в сравнении с "родным" 4,2-линейным.
Основным же оружием офицерского состава в армии, по мнению создателей фильма, является... австрийский 8-миллиметровый револьвер Раста и Гассера модели 1898 года.
Впрочем, Марату Башарову выдали другое оружие:
Это - уже французский 8-миллиметровый револьвер Mle 1892 сами понимаете какого года, вновь в фильме ни разу не уместный.
Самый же забавный, пожалуй, образец оружия в "Турецком гамбите" - это мелькающее в одной из сцен... да, это действительно ружье Иж-18 с разукрашенным "по-турецки" прикладом.