С задержкой на полгода
Распоряжением Правительства Российской Федерации от 16 марта 2022 г. № 510 – р утверждён План мероприятий по реализации Стратегии развития лесного комплекса Российской Федерации на период до 2030 года. Напомню, что распоряжением Правительства от 11.02.2021 года № 312- р об утверждении обновлённой Стратегии разработать План мероприятий по её реализации поручалось в шестимесячный срок, который истёк 11 сентября 2021 года. То есть План мероприятий разработан с задержкой на полгода.
Структура Плана мероприятий
План мероприятий содержит 56 пунктов, поделённых на семь разделов:
1. Мероприятия по мониторингу реализации Стратегии – 2 мероприятия;
2. Поддержка проектов развития перерабатывающих производств – 5 мероприятий;
3. Стимулирование спроса на развитие рынков сбыта – 6 мероприятий;
4. Обеспечение доступности сырьевой базы и воспроизводство леса - 11 мероприятий;
5. Повышение эффективности государственного управления лесами – 15 мероприятий;
6. Повышение эффективности охраны лесов от пожаров, защиты лесов от вредных организмов и неблагоприятных факторов – 5 мероприятий;
7. Развитие кадров, технологического и научного потенциала – 12 мероприятий.
Прочтение разделов Плана показывает явный перекос документа в пользу лесного хозяйства, поскольку лесопромышленному комплексу (ЛПК) посвящён лишь один раздел из семи – «Поддержка проектов развития перерабатывающих производств», то есть 5 мероприятий из 56. Правда несколько мероприятий оказались «спрятанными» в других разделах. Тем не менее, их меньшинство. А ведь средства для реализации весьма затратных лесохозяйственных работ должен заработать именно лесопромышленный комплекс.
Что меня заинтересовало в мероприятиях по лесному хозяйству?
Поскольку я специалист в области ЛПК, основное внимание в статье я уделил рассмотрению мер по развитию лесопромышленного комплекса. Однако несколько мероприятий в области лесного хозяйства я всё-таки хотел бы отметить.
Считаю очень важным предложение о разработке исчисления расчётной лесосеки. Этот показатель очень важен для определения объёмов возможных рубок с точки зрения неистощительного лесопользования. Поэтому совершенствование методики его исчисления применительно к условиям нашей страны – давно назревший вопрос. Желаю исполнителям успехов.
Целых три пункта Плана посвящены лесным питомникам, в том числе по выращиванию саженцев с закрытой корневой системой. Считаю создание лесных питомников очень важным шагом на пути перехода к интенсивному ведению лесного хозяйства. Хватит уже терроризировать лесозаготовителей сохранением подроста. Считаю, что лесной питомник должен быть в каждом крупном леспромхозе, как это было в Крестецком ЛПХ. Собственный питомник, заботы по выращиванию саженцев, повышают мотивацию лесозаготовителей по уходу за лесными культурами. В добрый путь!
Считаю правильным предложение о внесении изменения в Лесной кодекс и Земельный кодекс по законодательному закреплению статуса лесных дорог и определению порядка их создания и эксплуатации. Это действительно назревшая проблема.
Правда у меня и сегодня осталось сомнение в правильности объединения лесохозяйственных дорог с лесовозными под одним названием. Уж слишком они разные. А какой-либо пользы от этого объединения я до сих пор не увидел.
В Плане есть также пункт под № 35 «Повышение экономической эффективности ведения лесного хозяйства путём совершенствования системы ценообразования на лесные ресурсы».
Следует сказать, что у лесохозяйственников, сколько я помню, всегда было неистребимое желание повысить «эффективность» своей работы за счёт повышения платы за древесину на корню, как будто это они вырастили лес. Их совсем не беспокоит то, что лесозаготовители и так самая бедная отрасль ЛПК. У меня сложилось впечатление, что для лесопромышленников лесохозяйственники представляются чем-то очень похожим на ГАИ для автомобилистов. Они всегда были не партнёрами, а скорее противоборствующими сторонами. Хотя по замыслу должны выполнять две стороны одного дела - рубку леса и его возобновление. Ведь, великий русский лесовод Георгий Фёдорович Морозов считал, что «рубка леса есть синоним его возобновления».
Это выражение Морозова является классикой, поскольку в лесу, как и в человеческом обществе, должен соблюдаться баланс молодого, приспевающего и спелого леса, чего и позволяют добиваться грамотно выполняемые рубки.
Своё желание повысить ставки платежей за древесину на корню лесохозяйственники обычно объясняют недостатком средств на выполнение лесохозяйственных работ. Но возникает вопрос, почему за это должны платить одни лесозаготовители. Разве заготовленной древесиной не пользуются все другие отрасли ЛПК?
Впрочем, взаимоотношения лесохозяйственников и лесозаготовителей настолько наболевшая тема, что ей стоит уделить отдельную статью. Нормализация взаимоотношений между ними чрезвычайно важна и следует найти пути этого добиться.
Анализ мероприятий в области ЛПК
Перейду к анализу мероприятий по развитию лесопромышленного комплекса.
Они, в соответствие со структурой Плана мероприятий, размещены в разделе 2 – «Поддержка проектов развития перерабатывающих производств».
В этом разделе из пяти пунктов два первых, на мой взгляд, утратили острую актуальность в связи с последними событиями в стране и в мире. Они касаются предложения о снижении ставок ввозных таможенных пошлин в отношении импортного оборудования, расходных материалов, аналоги которых в стране не производятся. То же самое касается мебельной гарнитуры. Теперь, в связи с наложением санкций, всё это надо разрабатывать самим, заняться, наконец, импортозамещением.
Важным является п. 5, раздела: разработка стимулирующих мер по переводу экологически неэффективных угольных (дизельных) котельных на биотопливо ( пеллеты, топливная щепа, брикеты, отходы деревообработки), способствующие снижению выбросов парниковых газов.
Столь же важным является пункт 6 раздела, который касается разработки комплекса мер государственной поддержки для компаний лесного комплекса, участвующих в реализации мероприятий по сокращению выбросов и поглощению парниковых газов.
Вот и всё, что в разделе 2 касается мер по развитию перерабатывающих производств.
Ещё ряд мер по повышению эффективности работы ЛПК находятся в разделах, не относящихся непосредственно к сфере ЛПК.
Один из пунктов - № 9 радела «Стимулирование спроса и развитие рынков сбыта» посвящён реализации комплекса мер в области использования древесины в строительстве жилья и объектов социально-культурного назначения. В частности, предлагается реализация «мер, направленных на развитие строительства с целевым уровнем 20 % жилых домов и объектов социально-культурного назначения с использованием деревянных конструкций».
Другой пункт - № 10, предлагает реализацию мер по использованию деревянных конструкций, созданных индустриальным способом, выполнять в соответствии с планом по упрощению строительства индивидуального жилья, утверждённым заместителем Председателя Правительства РФ М.Х. Хуснуллиным.
То есть в план мероприятий включили то, что уже имеется в плане М.Х. Хуснуллина.
Пункт № 12 раздела касается реализации мер поддержки переработки малоценной древесины и отходов, в том числе посредством стимулирования её потребления в промышленной и коммунальной энергетике, ЦБП, плитном и мебельном производствах.
Всё правильно, но смущает рекомендация использовать низкокачественную древесину и отходы в мебельном производстве.
В разделе 7 «Развитие кадров, технологического и научного потенциала» речь идёт о целом комплексе мер, в том числе о разработке прогноза научно-технического развития лесного комплекса до 2030 года; о реализации мер по стимулированию производителей лесной техники и деревообрабатывающего оборудования к локализации ключевых комплектующих и компонентов на территории РФ; о мерах по повышению престижа рабочих и инженерных профессий ЛПК.
Странно, что «меры по стимулированию производителей лесной техники и деревообрабатывающего оборудования к локализации ключевых комплектующих и компонентов на территории РФ», как одни из важнейших на сегодня, помещены не в разделе 2, где речь идёт о решении проблем ЛПК в области переработки древесины.
Ряд мер относятся к сфере деревянного домостроения: о изменении квалификационных требований к профессиям по проектированию, производству и строительству деревянных домов; о подготовке предложений по предоставлению налоговых льгот предприятиям, осуществляющим подготовку по специальности «Инженер-конструктор деревянного домостроения», «Технолог деревянного домостроения», «Оператор автоматических и полуавтоматических линий, станков и установок», «Оператор станков с программным управлением». Подготовка предложений по мерам государственной поддержки целевой подготовки в области деревянного домостроения на принципах софинансирования со стороны заинтересованных коммерческих организаций.
Последний 56 пункт раздела посвящён организации профессиональной подготовки и повышения квалификации работников лесного хозяйства.
Как видим, раздел 7 предполагает серьёзные меры, касающиеся развития деревянного домостроения, подготовки кадров, что хорошо.
Плохо, что меры дополнительного стимулирования не распространяются на потенциальных производителей деревянных домов, особенно на лесозаготовительных предприятиях и покупателей деревянных домов - жителей деревень и сёл.
Деревянное домостроение, на мой взгляд, должно являться для лесопромышленного комплекса, особенно для лесозаготовительной промышленности, предприятия которой расположены по всей стране, то - есть близко к потенциальным потребителям деревянных домов, главным делом. Развитие лесопромышленного комплекса на обозримую перспективу должно проходить под девизом: «Преобразить одноэтажную Россию». Следует возродить умирающие деревни, сёла и малые города. Об этом читайте здесь.
Вероятно, именно это имели ввиду разработчики Плана мероприятий, включая в него меры по развитию деревянного домостроения.
Что важное не нашло отражения в Плане мероприятий
Совершенно очевидно, что разработка Стратегии лесного комплекса и Плана её реализации, это лишь вершина айсберга – самое начало важной работы. Но и здесь допущены большие огрехи. Что ждёт Лесной комплекс в процессе реализации Стратегии? Отвечу с полной уверенностью: то же, что и с реализацией Стратегии на период до 2020 года - полный провал! Потому что отсутствует Стратег и его штаб, которые должны реализовать стратегию. При отсутствии Стратега и Штаба сама затея с разработкой Стратегии теряет всякий смысл. Стыдно писать про столь прописные истины!
Важнейшая часть Лесного комплекса – Лесопромышленный комплекс, который только один может и должен заработать средства на реализацию Стратегии, вместо органа управления имеет «муляж» в виде Отдела лесопромышленного комплекса Минпромторга России численностью 12 человек!
Создание полноценного органа управления Лесным комплексом - это одна из его важнейших задач, о чём я писал здесь.
С введением санкций на продажу России лесозаготовительных машин и деревообрабатывающего оборудования, в полный рост встаёт вопрос о развитии отечественного лесного машиностроения и станкостроения, но, как показывает практика Советского периода, это невозможно без отраслевой науки ЛПК. Предстоит создавать не отдельные машины, а целые системы машин. Отраслевая наука ЛПК полностью утрачена. Однако о её возрождении в Плане мероприятий нет ни слова.
Разработчики Плана мероприятий «забыли» о существовании основы, «фундамента» лесопромышленного комплекса, самой проблемной отрасли ЛПК - лесозаготовительной промышленности, которая требует немедленной реструктуризации и модернизации. В Плане мероприятий нет не только мероприятий по решению проблем лесозаготовительной промышленности, нет даже упоминания о ней! Не решив проблемы лесозаготовительной промышленности, о каком-либо успешном развитии Лесного комплекса можно просто забыть.
Плохо, что меры дополнительного стимулирования домостроения не распространяются на потенциальных производителей деревянных домов, особенно на лесозаготовительные предприятия и покупателей деревянных домов - жителей деревень и сёл.
Председателя Правительства крепко подставили, убедив его утвердить документ, в котором допущены столь серьёзные «просчёты» в сфере ЛПК.
Я считаю, что в Плане не хватает ещё одного важного мероприятия в области биоэнергетики - по переводу предприятий лесопромышленного комплекса на собственные источники тепловой и электрической энергии - древесное топливо. Это одно из самых эффективных мероприятий по повышению эффективности работы ЛПК и весомый вклад России в решение мировых экологических проблем, о чём я писал здесь и здесь.
Считаю, что следовало бы внести в План мероприятий ещё один очень важный пункт, касающийся Лесного кодекса – о замене действующей системы лесных отношений на базе аренды лесных участков на проверенную временем и практикой систему лесных отношений на основе передачи лесозаготовительным предприятиям лесосырьевых баз в бессрочное и неистощительное пользование. Эта система, в отличии от аренды, при которой арендатор относится к участку леса как человек к съёмной квартире, мотивирует лесозаготовителей на бережную эксплуатацию леса.
Заключение
Завершая анализ утверждённого Плана мероприятий следует сказать, что в нём имеются очень серьёзные недостатки.
В Плане мероприятий не нашли места меры по созданию полноценного органа управления ЛПК, по развитию базовой отрасли ЛПК – лесозаготовительной промышленности, требующей реструктуризации и модернизации, возрождения утраченной отраслевой науки ЛПК, успешное развитие лесного машиностроения без которой невозможно.
В Плане отсутствует важный пункт о замене действующей в Лесном кодексе системы лесных отношений на базе аренды лесных участков на систему лесных отношений на основе передачи лесозаготовительным предприятиям лесосырьевых баз в бессрочное неистощительное пользование.
Причиной неудовлетворительной разработки Плана мероприятий в области ЛПК является абсолютная некомпетентность Департамента лёгкой промышленности и лесопромышленного комплекса и его неспособность понимать и решать проблемы лесопромышленного комплекса, о чём я писал неоднократно.
Причина неудовлетворительного качества Плана мероприятий заключается также в том, что в правительстве нет ни одного специалиста лесопромышленного комплекса. Правительство оказалось не способным даже за год разработать качественный План мероприятий по реализации Стратегии. А ведь Стратегию ещё надо реализовать. Кто будет руководить её реализацией в ЛПК при отсутствии Стратега и его штаба?
Подводя итог должен сказать следующее. Возможность переработки утверждённого Плана мероприятий отсутствует. Остаётся надеяться, что План будет корректироваться Стратегом в процессе реализации Стратегии, если только он появится.
Надеюсь также, что приведённая информация заинтересует лесопромышленников. Пожалуйста, пишите комментарии. Надо, чтобы ваш голос услышало Правительство. Иначе плохо будет всем. Впрочем, проблемы леса должны волновать всех граждан страны.
Спасибо, что дочитали до конца!
В связи с тем, что Дзен изменил регламент своей работы, комментарии могут написать только подписчики канала. Поэтому убедительно прошу подписаться на канал.
С пожеланием здоровья и успехов, В.С. Суханов, д.т.н., Заслуженный работник лесной промышленности РФ