Мало кто из людей интересующихся искусством не знаком с творчеством нашего великого художника, известного во всём мире баталиста – Василия Васильевича Верещагина.
После моей поездки в Болгарию, я заинтересовался его Балканской серией и с интересом рассматривал его картины о местах, где я побывал.
Примечательно, что в Плевене (бывшая Плевна) до сих пор чтут память русских воинов, чьими штыками была создана современная Болгария. А генерал Скобелев до сих пор считается национальным героем.
Когда началась война, художник бросил свою мастерскую в пригороде Парижа, и несмотря на обеспеченную и комфортную жизнь, записался добровольцем в армию по зову сердца.
Служил он храбро, впрочем, сомневаться в этом и не приходится, ведь художник и до этого героически проявил себя в Туркестанском походе, получив георгиевский крест 4-й степени.
Его Балканская серия поразительно сочетает в себе художественность и виртуозность исполнения, мастерские композиционные решения и цветовые решения, и вместе с тем драму. Но большее впечатление на меня производит даже не мастерство кисти и не гениальность замысла, а документальность и правдивость его полотен.
Ужасающее состояние русских солдат в перевязочном пункте, турки оскверняющие и осмеивающие трупы поверженных противников, поля мертвецов, над которыми читают панихиду.
Или вот, поразившая меня победа Скобелева под Шипкой (там, кстати, сейчас стоит мемориал). Посмотрите на этот восторг жизни и радость победы. Выжили! Победили! Живые радуются, забыв обо всём. И выстроившиеся солдаты подбрасывают в небо шапки перед храбрым Скобелевым, который поздравляет их с победой. Тот самый миг, победы. Даже трупы ещё не убраны. Это всё после...
Было ли это так на самом деле. Я безусловно в это верю...
Ведь следом за генералом, рядом со знаменосцем скачет сам Верещагин. Он не придумал эту сцену. Он был её соучастником.
Александр III считал, что Верещагин непатриотично изображает войну, увидев полотна живописца, он дал заявил, что тот "либо скотина, либо безумец". Впрочем, тогда он ещё не был императором. А его отцу, Александру II, работы мастера нравились и он высоко их ценил.
Что примечательно, на данной картине передний, самый тщательно выписанный план – трупы солдат, наших и османских. Именно на них сосредоточено внимание, слово бы художник хотел показать нам истинную цену победы, обратить фокус наших мыслей именно на это.
Этот сюжет он переписывал несколько раз. Вы можете обратить внимание, что две последние картины разные. И хотя на более поздней павших больше, меня растрогал передний план более ранней картины, где тела лежат менее картинно, более документально...