Найти в Дзене

Ольга Розанова

Оглавление

Художница, важнейшая фигура в истории русского авангарда.

1886 – 1918

Автопортрет. 1917. Частное собрание.
Автопортрет. 1917. Частное собрание.

Родилась во Владимирской губернии в семье уездного исправника. В 1906 – 1910 гг. училась в Москве в частных школах живописи, среди прочих, у художника Константина Юона. В 1911 г. вступила в «Союз молодёжи», куда входили художники и поэты-футуристы, преимущественно петербургские. С 1911 года жила в основном в Петербурге.

Обложка книги Алексея Кручёных и Романа Якобсона «Заумная гнига». М.: 1915. MoMA
Обложка книги Алексея Кручёных и Романа Якобсона «Заумная гнига». М.: 1915. MoMA

В 1913 году избрана в комитет «Союза молодёжи», написала манифест общества. Участвовала во всех его выставках. В том же года началось её сотрудничество с поэтом Алексеем Кручёных, чьи сборники она часто иллюстрировала. Была одним из оформителей спектакля «Будетлянин». Весной 1914 года участвовала в Международной свободной футуристической выставке в Риме. В 1915 – 1916 гг. пишет первые беспредметные работы.

Эскиз веера для артели «Вербовка». 1917. Частное собрание
Эскиз веера для артели «Вербовка». 1917. Частное собрание

В 1917 г. вступила в общество «Супремус», организованное Казимиром Малевичем, стала секретарём общества и написала статью «Кубизм. Футуризм. Супрематизм» для первого номера журнала «Супремус», который так и не был издан. В отличие от Малевича, чья концепция беспредметной живописи опиралась в первую очередь на категории пространства и формы, для Розановой важнее был цвет. Она работала над собственной теорией цветописи, которая могла стать, если бы Розанова прожила дольше, основой нового течения в живописи.

5.	Эскиз платья. 1917. ГТГ
5. Эскиз платья. 1917. ГТГ

В декабре 1917 года в Москве прошла выставка «Современное декоративное искусство» с предметами (в основном из ткани), созданными киевской артелью «Вербовка» по рисункам авангардных художников. Шестьдесят изделий, показанных на этой выставке, выполнены по рисункам Розановой.

С весны 1917 года жила в Москве. В мае 1918 года возглавила Промышленный подотдел отдела ИЗО Наркомпроса. Налаживала работу Сергиево-Посадских и Абрамцевских мастерских, организовывала художественно-промышленные училища в разных городах России, вместе с другими художниками работала над проектом Музея живописной культуры (МЖК). Осенью 1918 года умерла от дифтерии.

#decorativeartmuseum

#damuseum

#коллекция_damuseum

#фондпредметногодизайна

#биография_damuseum

#годкультурногонаследиянародовроссии