Найти тему

Трудности перевода: плюсы и минусы поставок газа в рублях

Дмитрий Коптев, член Экспертного совета, руководитель медиацентра Института развития технологий ТЭК (ИРТТЭК)
Дмитрий Коптев, член Экспертного совета, руководитель медиацентра Института развития технологий ТЭК (ИРТТЭК)

Каких последствий можно ожидать от перевода расчетов за поставки российского газа в Европу на рубли, рассказывает член Экспертного совета, руководитель медиацентра Института развития технологий ТЭК (ИРТТЭК) Дмитрий Коптев.

- В решении перевести расчеты на газ в рубли просматриваются две основные составляющие.

Первая – гарантировать, что валюта, которой рассчитываются покупатели российского топлива, придет в страну, а не зависнет где-то на счетах западных банков, которым приказали заморозить активы «Газпрома», как уже были заморожены золотовалютные резервы. Поскольку взять рубли, кроме как на российской бирже, негде, западные компании волей-неволей принесут на нее свою валюту, чтобы обменять ее на нашу.

Вторая – поддержать национальную денежную систему. Мы видим, как на одной этой новости курс доллара моментально ушел ниже 100 рублей. Что будет, когда туда придут западные покупатели, предсказать сейчас сложно, но я уже встречал прогнозы, что курс как минимум вернется к значениям 75 рублей за доллар, а то и пробьет эту отметку вниз.

Можно также предположить, что будет создан институт уполномоченных банков, куда войдут кредитные организации, против которых введены санкции. Тогда инициатива приобретает и политическую составляющую. Страны Запада встанут перед альтернативой – остаться без газа или отказаться от собственных санкций. Поскольку заменить российский газ Европе в настоящий момент нечем (все разговоры, что его заменят поставки СПГ из США и других стран, в пользу бедных), их положению не позавидуешь.

Кто вряд ли обрадовался такому известию, так это «Газпром», для которого перевод на расчеты в рубли означает просто обязательную стопроцентную продажу валютной выручки.

Но есть и слабые места. Во-первых, фиксировать цену контрактов придется все равно в долларах. Из-за волатильности рубля его использование в долгосрочных договорах вряд ли возможно. Так что говорить о том, что мы полностью уйдем от зависимости от котировок на западных биржах, преждевременно.

Во-вторых, смена валюты расчетов – это серьезное изменение контракта, которое, по идее, может стать даже поводом для его расторжения. Сложно представить себе, что кто-нибудь, кроме, может быть, Польши, которая и так не собиралась продлевать контракт с «Газпромом», пойдет на такой шаг. Зато легко представить очередь из европейских газовиков, которая выстроится в Стокгольмский арбитраж с целью взыскать с российского поставщика штраф за нарушение условий договора. «Газпрому» придется доказывать, что это был форс-мажор (что справедливо), но в текущей политической ситуации к его аргументам могут и не прислушаться.

Пока, отмечу, большая часть покупателей российского газа заявляет, что не готова расплачиваться рублями, в том числе из-за элементарного непонимания, как эта схему будет работать. Так что российским финансовым властям придется потрудиться, чтобы механизм перечисления и обмена денег работал как часы и внушал всем сторонам доверие, которого сейчас так не хватает.

#газ #экспорт #европа

Больше материалов рубрики «Нефть и Газ»

Ставьте лайк, если вам понравилась публикация.

Подписывайтесь на канал и будьте в курсе отраслевых событий.

Помогите нам стать эффективнее и доступнее, пройдя короткий опрос по ссылке.