Найти тему

Как развить скорочтение

Оглавление

Скорочтение – это не просто умение быстро читать. Этот навык помогает взрослым быстрее и полнее усваивать информацию в формате текстов, а учащимся – тратить меньше времени на классные и домашние задания, эффективнее искать материал для учебы.

Содержание:

Почему мы читаем медленно?

Во время чтения мы следим взглядом за текстом нелинейно, зрение фиксируется на группе слов, затем скачкообразно переходит к другой группе, иногда взгляд отходит назад или вовсе останавливается. И хотя эти движения длятся долю секунды, все-таки замедляют в итоге весь процесс. Устранить эти скачки поможет скорочтение, предусматривающее линейное продвижение глаз, без возврата назад и забегания вперед.

На скорость чтения влияет широта поля зрения, которое обычно составляет 5-30°. Замедляет процесс и мысленное проговаривание слов, а также плохая концентрация внимания. Некоторые взрослые медленно читают из-за того, что читают по схеме, принятой в начальной школе: сначала слоги, из которых составляет слова, а слова уже складываются в предложения.

Количество слов, читаемых в минуту, зависит от множества факторов, в первую очередь возраста ребенка и темы текста. Нормы техники чтения приведен в таблице:

-2

В средней школе техника чтения обычно не проверяется, хотя некоторые нормы ее все же имеются:

-3

Владение навыками скорочтения позволяет повысить скорость воспринимания информации в два раза и более.

Основные приемы обучения скорочтению

Методики обучения скорочтению предусматривают работу с текстами и таблицами, а также всевозможные упражнения.

2-3-5

При выполнении этого упражнения нужно взглядом, как лучом света расслабленно водить по строчкам текста в книге обычного размера слева направо и обратно в течение трех минут. Первые 60 секунд взгляд сосредоточен на двух строках, следующие 60 – на трех, последнюю минуту он движется по пяти строках.

-4

Клиновидная таблица

Для тренировки нужны специальные таблицы, которые можно найти в интернете и самостоятельно распечатать. Взгляд сосредоточен на центральной части, а затем медленно перемещается вниз, при этом следует проговаривать вслух буквы или числа, которые находятся по бокам от основного столбца. Начинать нужно с цифровых таблиц, а затем переходить к более сложным – со слогами и целыми словами.

Лабиринт

Понадобится любой распечатанный лабиринт, которые нужно пройти, двигаясь по коридорам только взглядом, не используя пальцы или карандаш. Выполнять такое за задание можно и на экране компьютера.

Ритм Жинкина

Это специальная короткая композиция, скачать которую можно в интернете. Ее можно просто слушать во время чтения или дополнительно выстукивать пальцами по столу или книге. Ритм Жинкина делает невозможным внутреннее проговаривание текста при чтении и тем самым повышает его скорость.

Не возвращаться!

Чтобы во время чтения не возвращаться на предыдущие строчки, что не только снижает скорость, но и плохо влияет на понимание, нужно водить под буквами пальцем или другим предметом.

Фоточтение

Эта техника предусматривает охватывание на каждой странице крупные текстовые блоки с ключевыми фразами и списки. Так можно быстро понять суть прочитанного.

-5

Диагональное чтение

Такое упражнение напоминает фоточтение, но дополнительно задействует боковое зрение. Вы мысленно проводите диагональ на странице и двигаетесь по ней взглядом, охватывая как можно больше слов за каждый проход.

Назови цвет

В этом упражнении требуется назвать цвет букв слова, не обращая внимание на смысл написано. В качестве исходных слов используется перечень тонов и оттенков (красный, синий, зеленый и т. д.), написанные этим же или другим цветом.

Таблицы Шульте

В методике засекается время прохождения таблицы с перемешанными символами. Важно не просто перебирать глазами цифры в порядке возрастания или убывания либо буквы по алфавиту, а заранее заметить нужную ячейку боковым зрением.

Специальные текстовые упражнения

Такие тексты способствуют развитию быстрого чтения. Они могут быть перевернуты «вверх тормашками», повернуты на 90°, иметь пропущенные буквы.

-6

Какие навыки нужны для скорочтения?

Важные навыки для скорочтения можно и нужно тренировать в любом возрасте. Ученик должен уметь:

  • не отвлекаться;
  • концентрировать внимание;
  • задействовать периферийное зрение;
  • выделять в тексте главное, структурировать его;
  • быстро мыслить.

Все эти навыки связаны друг с другом, когда развивается один, «прокачиваются» и остальные. Так, обучаясь структурировать материал, мы запоминаем его, увеличивая скорость мышления и тренируя память.