В предыдущей статье мы разбирали Искусство Двуречья, теперь же давайте посмотрим на Египет. В этой статье мы затронем эпоху только Древнего Царства, которую можно определить временными рамкими 28 - 24 века до нашей эры.
Очень важное место в изобразительном искусстве Египта занимают статуи.
Это тесно связано с религиозными представлениями египтян о загробной жизни. Согласно их верованиям, душа человека состояла из нескольких сущностей. Одна из которых называлась ка и являлась своеобразным продолжением, двойником человека, и она оставалась жить после его смерти.
И скульптуры, которые мы находим заупокойных постройках, являются, оболочками, в которые ка может вселиться. Но, и это было очень важно, душа должна узнать свой сосуд.
Именно поэтому перед скульпторами стояла задача придать изображению портретные черты. Лицо должно быть узнаваемо. Но, с другой стороны, художник руководствовался и исторически сложившимися представлениями о красоте и благородстве. То есть о том, как должен выглядеть человек вообще.
И художник "подстраивал" конкретный портрет под эту схему.
Объединение абстрактного и конкретного, канона и правдоподобия - это одна из интереснейших тем древнеегипетского искусства. Это хорошо заметно, например, в случае со статуями фараонов.
С древнейших времен такие статуи населяли гробницы царей, их сохранилась и дошло до наших дней достаточно много.
Посмотрите на изображение выше. Мы видим, что царь показан здесь молодым, красивым, физически сильным. Совершенно точно не таким, каким он был при смерти.
А вот еще один тип статуи, и в ней так же прослеживаются упомянутые выше черты. Даже с современной точки зрения фараон тут довольно привлекателен. Здесь он показан в окружении двух богинь, которые сопровождают его в загробный мир, чтобы удостовериться, что с ним все там будет благополучно.
Фигуры на изображении торжественно неподвижны. И хотя видно, что фараон и одна из богинь выставили левую ногу вперед, это не придает телу динамики. Этот шаг, "шаг в вечность", является частью канона и имеет скорее символический смысл, чем конкретно пластический.
Изображение фараонов в эпоху древнего царства строго подчинялась канону, который в целом не слишком отличался от месопотамского.
Однако порой встречаются статуи, исполненные в более свободной манере.
Выше на иллюстрации вы видите изображение одного из знаменитых шедевров, находящийся в Лувре. Это статуя писца по имени Каи. Скульптор достоверно передает нам черты его лица, его позу, а также показывает профессиональную деформацию. У писца толстенький, дряблый живот. Это последствия сидячего образа жизни, на который обречен писец.
Также на примере этой статуи хорошо видно, как раскрашивалась египетская скульптура и как она украшалась.
Глаза писца инкрустированы серебром и горным хрусталем. И благодаря этому взгляд становится особенно выразительным, как бы живым. Возникает ощущение, будто он смотрит на нас, причем довольно внимательно.
Изображение людей простых, незнатных в Египте допускало определенную свободу в трактовке поз и жестов. Но в целом художники Древнего Востока все же ориентировались на определенную геометрическую схему. Они ориентировались на сетку, определяющую пропорции фигуры.
#искусство #изобразительное искусство #история #египет #искусство египта #это интересно #фараон #культура