Заинтересовалась я тут симптомами психических расстройств, и знаете, практически все их проявления можно обнаружить у травмированного горем человека… И депрессию со всем букетом проявлений, и апатию, и суицидальные мысли, проявления бреда, постоянное чувство вины, помрачение сознания…
Это не значит, что все, кто страдает по близким, ненормальные. Это значит, что травма слишком болезненна, и психика под ударом. Она пытается справляться со стрессом, как может, включает все возможные защиты. Она разная у всех, психика. Иногда у нее не получается вырулить, вывести нас обратно в норму.. Вот две истории из жизни, имена изменены, конечно.
Катя кричит
Катя одно время работала на том же предприятии, что и я. Эта женщина с виду совершенно нормально и обычно выглядит. Разве что немного старомодно одета… Катя работает, никогда не опаздывает и работник она добросовестный. Но вот какая странность — когда она одна идет по улице, она громко разговаривает. Практически кричит… Про светофор и переход на красный свет, про собак, породы которых опасны, ну и разное другое. Мне стало интересно, что случилось с ней и всегда ли она так странно себя вела?
Оказалось, раньше, несколько лет назад, она была совершенно другой — спокойной, счастливой, веселой… А потом потеряла мужа. И очень тяжело это переживала. Настолько, что попала в клинику неврозов, а потом и в психиатрическую больницу… И до сих пор стоит на учете в ПНД. И не скрывает этого, кстати…
Я не знаю, что именно произошло с ее психическим здоровьем, я не врач. Но мне кажется, это тоже способ защиты — уход от страшной реальности в мир фантазий или активной борьбы с переходом на красный свет…
Ира бежит
Эту молодую женщину я вижу практически каждый день. Она садится утром на ту же пригородную электричку, что и я. Ни разу я не видела, чтобы она шла не спеша. Она всегда мчится, словно опаздывает. Даже по платформе, когда электричка только-только засветилась огоньком вдали, а бежать некуда, она уже тут. Странная какая — подумала я, может, не совсем психически здорова? Но кроме этого вечного бега, никаких других странностей не было заметно. Кто-то спросил у нее про время работы касс, и она вполне обычно и спокойно ответила.
Однажды я стала невольным свидетелем разговора двух женщин об Ире, так ее зовут. «Да, как по-разному люди горе переживают. Ирка наша теперь носится, как оглашенная, а ведь нормальный человек был и ходила спокойно...»
Она похоронила любимого мужа. И чтобы заглушить боль (мне так кажется), направила ее в движение. Скорее всего, этот бег — не единственная ее особенность, все ее действия ускорены, лишь бы поторопить жизнь, лишь бы сбежать от боли…
***
Тонкая грань
Наши возможности очень разные, в том числе и способность выстоять под тяжелым ударом судьбы. И справляемся мы по-разному, кто-то быстрее, кто-то медленнее…
Когда я вспоминаю об Ире и Кате, я часто думаю о том, есть ли способ избежать повреждения психики, если человек по натуре чувствительный и глубоко страдает?
Где та грань переживаний, за которой начинается некоторое помешательство? Можем ли мы сами ее почувствовать, определить? И не шагнуть за нее?..
Одна моя подруга — детский психолог по образованию — изучала в институте основы психиатрии. Так вот, преподаватель сказал, что верный признак нарушения — отсутствие самокритики. То есть пока человек допускает вероятность «привета» в своем поведении, он нормален. Если категорически утверждает, что абсолютно здоров — это тревожный сигнал.
Мне очень запомнился этот способ самопроверки, и в критические моменты я себя спрашиваю — может, я неправа? Я могу быть неправа? Да, могу — отвечаю сама себе и немного успокаиваюсь. К психиатру рано)
Дорогие женщины, берегите свое здоровье, не только физическое, но и душевное! Не отказывайтесь от помощи друзей, психологов, неврологов… Поддерживайте себя сами, как только можете.
Хочу закончить замечательной цитатой:
(фильм «Карате-пацан»)
Поднимайтесь и живите. Мы должны продолжать свой путь. И ЖИТЬ дальше.