Найти в Дзене
Нижегородский Мечтатель

Советские детские книги. «Кепка с карасями» Юрия Коваля

Не помню, когда мне купили эту книгу – как будто она была у меня всегда, и я основательно так затер ее до дыр. Это было мое первое знакомство с замечательным советским писателем Юрием Иосифовичем Ковалем.

Сборник «Кепка с карасями» состоит сам по себе из трех небольших сборников автора («Алый», «Чистый дор», «Листобой»), объединенных общей идеей; открывают книгу рассказы о пограничниках с самым известным из них – «Алый», позже получившим довольно известную экранизацию. Но «Алый» слишком грустный рассказ и поэтому я его особо не любил, да и фильм никогда толком не смотрел по той же причине – и даже не догадывался, что в фильме Алый остался жив.

Тот случай, когда экранизацию никак нельзя винить за изменение авторского финала. В связи с этим я чаще перечитывал следующий рассказ – «Елец», про другого пограничного пса, уже «на пенсии». Впрочем, здесь все рассказы хороши: «Козырек» - о борьбе уже со злой стихией и легкий юмористический «Особое задание» с поваром Галошей.

Но все-таки самой любимой и читаемой для меня стала вторая часть – «Чистый» дор», заглавие одного из рассказов, которой было взято и для общего заголовка. К слову, сам рассказ «Кепка с карасями» скучноват, очень уж несимпатичный этот «золотой человек» - дядя Ваня, кум дяди Зуя. Впрочем, здесь предостаточно других рассказов – «Клеенка» (мы делили «апельсин»), «Бунькины рога», «Стожок».

-2

А ведь эта вологодская деревенька совсем крохотная, судя по тому сколько в ее школе учеников – всего четверо. Даже в той деревушке, где я жил в детстве и пошел в свой первый класс – начальная школа была больше … учеников двенадцать, наверное. Но уже тогда некоторые детали «Чистого дора» казались мне тревожными – вот Пантелеевна одна живет, ни мужа, ни детей; почему дядя Зуй живет с внучкой в «старой баньке», а не в доме, и куда, собственно делись родители внучки Нюрки? Время действия, по всей видимости, вторая половина 60-х. Отшельник –лесовик (про которого ходят «легенды»), тоже непонятно, где обитает с в своем лесу.

Кадр диафильма. Похищение колбасы.
Кадр диафильма. Похищение колбасы.

Третья часть «Листобой» уже как-то в целом серьезнее и грустней. Тревожный и хороший рассказ «Гроза на картофельном поле», увы, уже в современной экранизации «Явление природы» 2010 года, превратили в какой-то нелепый декаданс. Самый лучший, по моему мнению, рассказ этой части – «Картофельная собака», которая любит не только картошку, но и колбасу, а еще и чужих кур.

Отличная детская проза, отчасти «деревенская», причем на все времена, так как влияние какой-бы то ни было идеологии в этих рассказах и вовсе отсутствует. А то ведь некоторые думают, что в СССР без этого и книжку нельзя было выпустить.