Советский генеральный секретарь Леонид Ильич Брежнев был очень впечатлён фильмом «17 мгновений весны» и даже потребовал немедленно наградить Максима Максимовича Исаева (Штирлица) золотой звездой Героя.
Рассказывают, что советский лидер был расстроен, когда узнал, что Штирлиц — это не реальный человек, а вымышленный персонаж. В качестве «компенсации» генеральный секретарь предложил «дать Героя» хотя бы исполнителю главной роли. В итоге Вячеслав Тихонов действительно получил Звезду, но был отмечен за свершения в Социалистическом труде.
Как сложилась судьба героя Юлиана Семёнова и реального прототипа Максима Исаева-Штирлица?
Грустная судьба Штирлица
Вот, какую весьма неожиданную судьбу придумал для героя «17-ти мгновений» писатель — в своём романе «Отчаяние». Отметим, что эта книга о разведчике была написана в перестроечном 1990 году, поэтому в тексте фигурировали и Сталин, и Берия, и «ленинградское дело».
Юлиан Семёнов признавался, что книга рождалась в муках - очень трудно и долго. Но писатель считал, что он должен рассказать продолжение истории Максима Исаева, пусть и грустное…
Какую роль в судьбе разведчика сыграл Берия
Итак: в книге Штирлиц возвращается в Советский Союз в 1947 году. Но вместо высоких наград и торжественного приёма у генералиссимуса он получает иное - совершенно неожиданно для себя становится подозреваемым в измене и оказывается в подвалах Лубянки. По сюжету, решение об аресте Максима Исаева (а также его жены и сына) принимается при участии Берии лично.
При этом хитрый Лаврентий Павлович рассчитывает организовать «многоходовочку» - сложную игру против вождя Иосифа Сталина, где в качестве основной силы он надеялся использовать именно Максима Максимовича.
Впрочем, план не срабатывает, и в результате Штирлиц на целых шесть лет оказывается в застенках.
Научные работы разведчика и Михаил Суслов
Долгожданная свобода наступает для него лишь в 1953 году. Тогда же разведчику возвращают все награды, которые он заслужил в Великую Отечественную.
Исаев решает посвятить себя исторической науке. Работает над исследованиями. Однако опубликовать их в Союзе начала 1950-х оказывается проблематично — гриф «секретно» на них накладывает лично Михаил Суслов.
Как сложилась судьба прототипов Исаева-Штирлица
Увы, судьба Максима Максимовича действительно могла сложиться примерно так, как описано в романе «Отчаяние».
Не секрет, что Штирлиц — собирательный образ. Когда Юлиан Семёнов писал свои книги о разведчике, он имел в виду сразу нескольких видных советских агентов. И история некоторых из них оказалась грустной.
Например,Исай Исаевич Боровой был задержан в 1944-м, безуспешно пытался доказать свою невиновность, но только потерял целое десятилетие. В 1954 году выступил в качестве свидетеля обвинения по делу Лаврентия Берия.
Второй прототип Штирлиц - Михаил Михалков. Он был братом Сергея Михалков, автора советского гимна. В Великую Отечественную он работал в тылу врага и обеспечивал Красную Армию ценной информацией. Однако после 1945-го специальный агент на пять лет попал в Лефортово. А затем до 1956 года находился в местах не столь отдалённых на Дальнем Востоке. Позже Михалков был реабилитирован.