Найти в Дзене

Персонажи русского фольклора, с кем в лесу лучше было не встречаться. Часть 1. Леший.

С древнейших времен лес являлся обителью поверий, сказок, легенд и конечно страхов. Отсюда пошла вера в лесных духов, зверей-оборотней и других мифических существ. Людям древности было свойственно одушевлять природу и персонифицировать ее, отсюда представление о лешем, как о сгорбленно старичке, девушках-русалочках, с зелеными волосами и страшных кикиморах. С этой нечестью было лучше в лесу не встречаться, на а если встретился, то хорошо бы было обладать знаниями, как безопасно избежать их гнева или злых шуток. Для этого народ придумывал всякие обереги, защитные заговоры и ритуалы. Богат подобным народным опытом и русский фольклор. Причем, согласно этнографическим исследованиям, в лесах разных губерний жили разные волшебные существа, и для защиты от них, следовало действовать разными способами. Предлагаем вашему вниманию подборку самых распространенных представителей лесной нечисти, по губерниям Российской Империи, И конечно поговорим о том, как с ними можно было мирно разойтись в лесу, согласно народной мудрости.

Рисунок Н. Брута с обложки журнала «Леший», 1906 год.
Рисунок Н. Брута с обложки журнала «Леший», 1906 год.

Леший - самый популярный персонаж русской «лесной» мифологии. Много поверий о лесном хозяине было собрано этнографами и фольклористами на территориях Центральной России, в Белоруссии (Пущевик – хозяин девственных лесов) и восточной части Украины. Но больше всего быличек и сказок о лешем было собрано на Русском Севере, там его называли «Честной леса».

Лесной хозяин считался самым опасным для человека обитателем леса в русских поверьях. Вот что о нем рассказывали.

Леший властвует над всей лесной нечестью, зверьми и птицами. Ему служат лесовики, боровики и моховики. Есть у лешего и жена – лешиха (но она дама скромная, на страницы научных трудов редко попадает). Лешихами становятся девушки, проклятые родителями и похищенные в лесу лешим.

С людьми в лесу леший не церемонится. Он любит над ними шутить, пугать, путать тропинки или может натравить лесного зверя. Чтобы этого не произошло, люди «разработали» целый комплекс мер и предосторожностей. До нас дошел богатый материал по заговорам против шалостей лешего и специфических ритуалов. Перед походом в лес нельзя было ни с кем сориться, а идущих в лес нельзя было проклинать. Но нужно обязательно благословить с молитвою. Над человеком с благословением леший не будет иметь никакой власти. Поэтому некрещеным детям в лес ходить было нельзя. Но особое пристрастие леший имел к женщинам и девушкам. Их он чаще всего заманивал в лес и похищал.

Леший из мультфильма «Снегурочка», 1952 г.
Леший из мультфильма «Снегурочка», 1952 г.

Особенно опасались лешего в его любимых еловых лесах. В самом лесу ни в коем случае нельзя говорить неприветливые слова любому встречному, ведь им может оказаться и сам хозяин леса, а он весьма злопамятный. В лесу нельзя сквернословить, свистеть, без нужды ломать деревья, обижать лесных жителей, и лешего могло обидеть даже неправильное собирание грибов. Нельзя было останавливаться для ночлега на тропе. Считалось, что не все тропы в лесу протоптаны людьми. На Русском Севере существовало поверье, что, если ты остановился на ночлег на тропе и услышал вдали нечеловеческий хохот и свист, нужно было срочно сходить с тропы, как можно дальше. Промчится по дороге вороная тройка с телегой. А в телеге той чудища косматые. Кого догонят – того собой утащат, или еще какое зло причинят.

Любит и сам леший посреди дня прикидываться ямщиком на тройке с вороными конями. Он предлагает людям подвести их, и увозит в чащобу.

Иллюстрация из Интернета
Иллюстрация из Интернета

Любит леший оборачиваться любым зверем, растением или кочкой. Но самыми любимыми его образами являются седой старик, или зрелый мужчина в красном кушаке и кафтане, пола которого запахнута направо (обычно люди запахивали полы налево). В Центральны губерниях считали, что лешего можно опознать по отсутствию пояса. Пояс в народной культуре обладал особым символизмом и как крест, был атрибутом крещенного человека. Леший, соответственно, как и другие оборотни, пояса не носил. Но самой отличительной чертой лешего были мерцающие зеленые глаза.

В Рязани, сложились поверья о лешем, как о старике с безумными белесыми глазами, стоящего обычно у большой дороги или на тропе. И обычно ночью. Причем стоял старик спиной к дороге и смотрел в лес. А если его пытались окликнуть, то он начинал убегать, и нельзя было ни в коем случае следовать за ним – заведет в чащу.

В белорусских быличках облик лешего был совсем другим. Леший имел сплющенное лицо, клинообразную бороду и один глаз. И ногу тоже одну, причем пяткой вперед.

На Русском Севере леший имел обыкновение превращаться в обычного мужчину или женщину, но если посмотреть на него через правое ухо лошади (не спрашивайте, как), то можно увидеть его истинный облик.

Иллюстрация из Интернета
Иллюстрация из Интернета

Много поверий отписывают лешего как мастера перевоплощений, чаще всего он оборачивался медведем, волком или филином. Причем последний образ был самым излюбленным. В быличках и сказках, самые чудеса и самая чертовщина тоже обычно начиналась ночью после того, как филин проугукает трижды. И надо было смотреть внимательно, куда полетит этот ночной, лесной царь, ведь он обязательно, как верили, должен был спешить на сходку нечисти или на открытие лесного клада, сокрытого в обычное время, но открывающегося в особые дни или ночи. Тайну лесных кладов знали только лесные духи и дружные с ними колдуны и знахари. (если хотите, про это будет отдельная статья).

"Пробуждение лешего", художник В.Корольков.
"Пробуждение лешего", художник В.Корольков.

Появлению лешего обычно сопутствует вихрь в лесу, шум деревьев или наоборот, полная тишина, резко воцарившаяся в лесу.

Если образ лешего в различных губерниях и уездах был разным, то характер его описывали все примерно одинаково: мстительный, коварный, хитрый и имеет особое пристрастие к злым шуткам.

И если уж пришлось на себе испытать черный юмор лесного хозяина: заблудиться, потерять из виду попутчиков, или свою корзинку с грибами, нужно было совершить ряд несложных действий. Например, вывернуть свою одежду на изнанку, или начать шутить или сделать что-то смешное, например, начать ходить задом наперед. (Вот не было тогда смартфонов с камерами, а то бы такие флешмобы можно было запускать, извините). Тогда леший в благодарность за потеху должен проводить на тропинку, открыть местоположение корзинки и спутников. В северорусских быличках чары лешего таяли от молитвы и целования нательного креста. Каждый деревенский житель знал не один заговор против силы лешего. Например: «Хожу по лесам, по кустам, по мхам, по болотам…, куда не хожу, никуда не блужу, а тебе лесной хозяин, покорность отдал, от меня раба, отшатнись, в березу обернись».

Как мы уже говорили выше, леший имеет особое отношение к женщинам, поэтому матери, в старину, посылая детей в лес, сами шли их провожать и дойдя до края леса, клали кусочек хлеба в тряпочке на пень. Она благословляла детей и обращалась к лесному царю и лесной царице с просьбой не обижать деток, защитить их от лесного зверя и открыть им много грибов и ягод. Это считалось самым действенным ритуалом (возможно корни этого ритуала уходят в те далекие времена, когда были сильны матриархальные верования, потому как те же водяной и болотник, тоже имеют особое отношение к женщинам).

Леший обычно не покидает лес, он уважает чужие владения. В поле – полевик, а в деревнях – домовые и овинники. Не заходит он и в деревни, где живут трехцветные кошки и «двуглазые» собаки. Это песики такого окраса, когда у них над глазками бровки в виде пятнышек. Еще побаивается леший черных петухов. Не обидит леший в лесу собаку «двоеглазку» и лошадь, потому что лошадь обитает с домовым в хлеву, а с домовым леший, судя по поверьям, леший боится сориться.