Интересная находка по ту сторону Черного моря.
Палеобиологи из Тюбингенского университета описали ранее неизвестный вид черепах, который жил на территории современной Румынии около 70 миллионов лет назад. Рептилия, размером 19 см в длину, в настоящее время не имеет близких родственников, но является предком видов, которые сейчас встречаются по большей части в южном полушарии. А ближайший родственник зарегистрирован в более поздних окаменелостях, датируемых примерно 57 миллионами лет назад, также из Румынии. Это указывает на то, что эволюционная линия пережила мел-палеогеновое вымирание 66 миллионов лет назад, в результате которого погибло не менее 75 процентов всех форм жизни, включая динозавров.
Вид назван Dortoka vremiri, в честь Матьяса Времира, одного из главных исследователей меловой фауны позвоночных, который скончался в 2020 году.
Ученые из Бухарестского университета, Музея естественной истории Венгрии и Университета Эоотвеоша Лоранда натолкнулись на окаменелости панциря в местечке Хацег в Трансильвании. Местность является одним из самых важных месторождения окаменелостей позднемеловых позвоночных в Европе и славится своей островной фауной, карликовыми динозаврами и другими видами.
Существование Dortoka vremiri говорит о селективности во время массового вымирания в конце мелового периода.
Интересно, что другие виды из одного семейства черепах не пережили вымирания в Западной Европе. Ученые считают, что Восточная Европа была более удалена от эпицентра трагических событий и какие-то местные условия способствовали лучшему сохранению пресмыкающихся.
Другим фактором, возможно, был образ жизни Dortoka vremiri. Например, другая черепаха из этого района вымерла, но она была сухопутной, а этот вид был пресноводным. Это соответствует ранее наблюдаемой модели из Северной Америки, где наземные позвоночные подверглись большему вымиранию, чем водные.
Исследователи предполагают, что это может быть связано с тем, что пресноводные пищевые цепи основаны на разлагающемся органическом материале, который остается доступным даже тогда, когда высокий экологический стресс вызывает разрушение наземных пищевых сетей.