Найти в Дзене
Юрий Щелканов

Самая длинная и сложная скороговорка. Как её выучить?

Оглавление

Когда люди впервые слышат скороговорку "Лигурия", думают, что у них никогда не получится её выучить. Тем не менее это только кажется. Выучить эту скороговорку под силу любому и сделать это не так сложно. И самое главное - полезно. Те скороговорки, которые мы учили в детстве длятся несколько секунд, поэтому они не сильно влияют на развитие дикции. "Лигурия" же длится около трех минут и в течение этого времени вашему речевому аппарату придется работать в повышенном режиме сложности, благодаря чему дикция автоматически становится лучше.

В этой статье полный текст скороговорки и подробная инструкция для самостоятельного изучения.

Смотрите видео, чтобы познакомиться с этой скороговоркой.

ИНСТРУКЦИЯ:

Учить скороговорку следует по частям, двигаясь от конца к началу, каждый день прорабатывая определенную часть. Большими буквами выделены правильные ударения. Через несколько уроков скороговорка не покажется такой длинной и трудной.

Полный текст скороговорки:

В четверг четвертого числа в четыре с четвертью часа

лигурИйский регулировщик регулировал в ЛигУрии,

но тридцать три корабля лавировали, лавировали, да так и не вЫлавировали,

а потом протокол про протокол протоколом запротоколировал,

как интервьюером интервьюируемый лигурийский регулировщик

речисто, да не чисто рапортовАл, да не дорапортовАл дорапортОвывал,

да так зарапортовАлся про размокропогОдившуюся погоду,

что, дабы инцидент не стал претендентом на судебный прецедент,

лигурийский регулировщик акклиматизировался в неконституционном Константинополе,

где хохлатые хохотушки хохотом хохотали и кричали турке, который начерно обкурен трубкой:

не кури, турка, трубку, купи лучше кипу пик, лучше пик кипу купи,

а то придет бомбардИр из БрАнденбурга — бомбами забомбардирУет

за то, что некто чернорЫлый у него полдвора рылом изрыл, вырыл и подрыл;

но на самом деле турка не был в деле,

да и Клара-краля в то время крАлась к ларю, пока Карл у Клары кораллы крал,

за что Клара у Карла украла кларнет,

а потом на дворе дЁготниковой вдовы Варвары два этих вОра дрова воровали;

но грех — не смех — не уложить в орех:

о Кларе с Карлом во мраке все раки шумели в драке, —

вот и не до бомбардИра ворАм было, и не до дЁготниковой вдовы, и не до дЁготниковых детей;

зато рассердившаяся вдова убрала в сарай дрова:

раз дрова, два дрова, три дрова — не вместились все дрова,

и два дровосека, два- дровокОла- дроворуба для расчувствовавшейся Варвары

вЫдворили дрова вширь двора обратно на дровяной двор,

где цапля чахла, цапля сохла, цапля сдохла;

цыпленок же цапли цепко цеплялся за цепь;

молодец против овец, а против молодца сам овца,

которой носит Сеня сено в сани,

потом везет Сенька Соньку с Санькой на санках:

санки- скок, Сеньку- в бок, Соньку- в лоб, все- в сугроб,

а Сашка только шапкой шишки сшиб,

затем по шоссе Саша пошел, саше на шоссе Саша нашел;

Сонька же — Сашкина подружка шла по шоссе и сосала сушку,

да притом у Соньки-вертушки во рту еще и три ватрушки —

аккурат в медовик, но ей не до медовика —

Сонька и с ватрушками во рту пономарЯ перепономарИт, — перевЫпономарит:

жужжит, как жужелица, жужжит, да кружится:

была у Фрола — Фролу на Лавра навралА,

пойдет к Лавру на Фрола Лавру наврет,

что — вАхмистр с вАхмистршей, рОтмистр с рОтмистршей,

что у ужа — ужата, а у ежа- ежата,

а у него высокопоставленный гость унес трость,

и вскоре опять пять ребят съели пять опят с полчетвертью четверикА чечевицы без червотОчины, да тысячу шестьсот шестьдесят шесть пирогов с творогОм из сыворотки из-под простокваши, —

о всем о том около кола колокола звоном раззванивали,

да так, что даже Константин — зальцбуржский бесперспективняк

из-под бронетранспортера констатировал:

как все колокола не переколоколовАть, не перевЫколоколовать,

так и всех скороговорок не перескороговорить, не перевыскороговорить;

но попытка — не пытка.

Учить эту скороговорку вы можете самостоятельно или вместе со мной по видео урокам здесь http://raskroysebya.com/liguria

Итак, начнём!

1 занятие

Учим финал скороговорки:

О всем о том около колА колоколА звоном раззванивали,

да так, что даже Константин — зальцбуржский бесперспективняк из-под бронетранспортера констатировал: как все колокола не переколоколовАть, не перевЫколоколовать,

так и всех скороговорок не перескороговорить, не перевЫскороговорить.

Но попытка — не пытка!

Итак, как это учить:

● Разделим этот отрывок на две части:

1. "О всём о том ...";

2. "как все колокола..."

● Разделяем каждую часть на еще более мелкие, вплоть до одного слова. Начнем со второй:

как все колокола/ не переколоколовАть/, не перевЫколоколовать/, так и всех скороговорок/ не перескороговорить/, не перевЫскороговорить/

Прочитайте это по-порядку в удобном для вас темпе, делая между маленькими частями такие паузы, какие необходимы .

● Теперь идем в обратном порядке, соединяя каждую маленькую часть:

- проговорите 3-5 раз в удобном для вас темпе

"не перевЫскороговорить"

- теперь соединяем с предыдущим и повторяем 3-5 раз:

"не перескороговорить не перевЫскороговорить"

- двигаемся дальше и добавляем третье:

"так и всех скороговорок не перескороговорить не перевЫскороговорить".

И так же повторяем 3-5 раз. Таким образом учим всю вторую часть, добавляя всего по одному слову или словосочетанию.

● Выбираем темп, в котором вы можете это проговаривать без ошибок. Не важно насколько медленный он будет, и повторяем всю вторую часть 3-5 раз. Далее, то же самое проделываем с первой частью: разделяем на маленькие кусочки и учим в обратном порядке. После этого соединяем обе части вместе.

2 занятие

Была у ФролА — ФролУ на ЛАвра навралА,

пойдет к ЛАвру на ФролА ЛАвру наврет/,

что — вАхмистр с вАхмистершей, рОтмистр с рОтмистершей,

у ужа — ужата, у ежа — ежата, /а у него высокопоставленный гость унес трость, /и вскоре опять пять ребят съели пять опят с полчЕтвертью четверикА чечевИцы без червотОчины,

/да тысячу шестьсот шестьдесят шесть пирогов с творогом из сыворотки из-под простокваши.

● Эту часть также будем учить в обратном порядке. Но для начала выберем и отрепетируем самые сложные словосочетания. Их всего шесть:

Была у ФролА — ФролУ на ЛАвра навралА

пойдет к ЛАвру на ФролА ЛАвру наврёт

вАхмистр с вАхмистершей

рОтмистр с рОтмистершей

полчЕтвертью четверикА чечевИцы

пирогов с творогом из сыворотки из-под простокваши

● Проговорите каждое из этих словосочетаний не менее 3-5 раз в удобном для вас темпе. Неважно насколько медленным будет темп, главное, чтобы смогли четко все выговорить.

● Все остальное в этой части скороговорки не сложно. Как только выучите эти словосочетания, прочитайте весь этот отрывок, делая паузы перед сложными словами или словосочетаниями. Например:

Была у ФролА (пауза) - ФролУ (пауза) на Лавра (пауза) навралА

или более редко:

пойдет к ЛАвру на ФролА ЛАвру наврёт (пауза), что — вАхмистр с вАхмистершей (пауза), рОтмистр с рОтмистршей (пауза) и так до конца.

● После этого прочитайте 3 раза всю часть скороговорки. Первый раз очень медленно, тщательно проговаривая каждое слово; второй раз - немного быстрее и третий раз еще быстрее.

● Далее начинаем учить наизусть по частям в обратном порядке, точно также как мы учили финал скороговорки.

Сначала последнюю:

да тысячу шестьсот шестьдесят шесть пирогов с творогом из сыворотки из-под простокваши.

● Как только запомнили, учим предыдущую и соединяем их вместе:

и вскоре опять пять ребят съели пять опять с полчЕтвертью четверикА чечевИцы без червотОчины, да тысячу шестьсот шестьдесят шесть пирогов с творогом из сыворотки из-под простокваши.

И так далее пока не дойдете до начала отрывка.

Теперь соедините финал скороговорки и ту часть, которую учили сегодня.

3 занятие

В качестве разминки, повторим самые сложные моменты с прошлых занятий.

● Проговорите, в удобном для вас темпе, каждое предложение 3 раза:

- была у ФролА - ФлорУ на ЛАвра наврала, пойдёт к ЛАвру - на ФлорА ЛАвру наврёт;

- зальцбуржский бесперспективняк из-под бронетранспортера констатировал;

- все колокола не переколоколовАть, не перевЫколоколовать;

- всех скороговорок не перескороговорИть, не перевЫскороговорить.

● Отлично. Теперь, в медленном темпе, прочтите следующий отрывок скороговорки, преувеличенно выговаривая каждое слово.

/Затем по шоссе Саша пошел, сашЕ на шоссе Саша нашёл. / Сонька же — Сашкина подружка шла по шоссе и сосала сушку,/ да притом у Соньки-вертушки во рту еще и три ватрушки — аккурат в медовик, но ей не до медовика /— Сонька и с ватрушками во рту пономаря перепономарИт, — перевЫпономарит: /жужжит, как жужелица, жужжит, да кружится./

● Теперь выбираем самые сложные моменты и проговариваем их отдельно 3-5 раз. В этой части их всего два:

- в самом начале с чередованием "С" и "Ш" и "пономаря перепономарИт, — перевЫпономарит"

● После этого начинаем учить, как вы уже догадались, по маленьким частям в обратном порядке. Сначала последнюю:

жужжит, как жужелица, жужжит, да кружится

● Потом добавляем предыдущую:

Сонька и с ватрушками во рту пономаря перепономарИт, — перевЫпономарит: /жужжит, как жужелица, жужжит, да кружится./

И так до самого начала. Не забывайте проговаривать каждую маленькую часть в отдельности 3-5 раз.

В конце занятия соедините все части, которые уже выучили.

4 занятие

Как вы уже смогли убедиться на собственном опыте, если все разбить на маленькие части, то запоминать становится гораздо проще.

Вся сложность этой скороговорки состоит не в отдельных частях, многие из них мы знаем с детства, а в ее объеме. Нужно привыкнуть к тому, что в течение примерно 2,5-3 минут без остановки придется выговаривать сложнейшие словосочетания, и Ваша артикуляция будет работать в повышенном режиме. Этот навык тоже нарабатывается! Просто нужно регулярно тренироваться. Поэтому сегодняшнее занятие будет состоять из двух частей.

● Предлагаем вам выучить следующий отрывок скороговорки самостоятельно по уже известной схеме:

- разбиваем все на составные части,

- проговариваем отдельно самые сложные моменты не менее 3-5 раз,

- учим по частям в обратном порядке.

Цыпленок же цапли цепко цеплялся за цепь/; молодЕц против овец, а против молодцА сама овца/, которой носит Сеня сено в сани/, потом везет Сенька Соньку с Санькой на санках/: санки — скок, Сеньку — в бок, Соньку — в лоб, все — в сугроб/, а оттуда только шапкой шишки сшиб.

● Соединяем все части скороговорки, которые мы учили на предыдущих занятиях в одну. Задание будет таким: каждый день проговаривать все четыре отрывка в обратном порядке. Сначала со слов

«О всём о том...» и до конца, потом со слов «Была у Фрола — Фролу на Лавра наврала...»

и до конца; потом с

«Затем по шоссе Саша пошел...»;

и весь отрывок полностью со слов

«Цыпленок же цапли цепко цеплялся за цепь»

5 занятие

За 4 занятия вы выучили половину скороговорки. Эта половина была намного сложнее, чем первая. Приступим к ее изучению. Занятие будет состоять из двух частей.

● Выберем самые сложные моменты из первой половины скороговорки и проговорим каждый из них не менее 3-5 раз:

- лигурИйский регулировщик регулировал в ЛигУрии, но тридцать три корабля лавировали, лавировали, да так и не вЫлавировали;

- не кури, турка, трубку, купи лучше кипу пик, лучше пик кипу купи;

- да и Клара-краля в то время крАлась к ларю, пока Карл у Клары кораллы крал, за что Клара у Карла украла кларнет;

● Прочитайте 5 раз этот отрывок:

/Зато рассердившаяся вдова убрала в сарай дрова: раз дрова, два дрова, три дрова /— не вместились все дрова, и два дровосека, два дровокола-дроворуба для расчувствовавшейся Варвары/ выдворили дрова вширь двора обратно на дровяной двор,/ где цапля чахла, цапля сохла, цапля сдохла.

● Теперь по частям в обратном порядке

6 занятие

Разбираем всю первую половину скороговорки. Специально учить ничего не будем. Первая половина проще, чем вторая и запоминается намного быстрее. Для этого ее нужно начитать.

● Прочитайте вслух от начала до конца всю первую половину скороговорки, потом по частям в обратном порядке. Сначала со слов

"Зато рассердившаяся вдова..."

и до конца, потом со слов

"Но грех — не смех..."

и до конца и т.д.

/В четверг четвертого числа в четыре с четвертью часа лигурИйский регулировщик регулировал в ЛигУрии, но тридцать три корабля лавировали, лавировали, да так и не вЫлавировали./

/И потом протокол про протокол протоколом запротоколировал, как интервьюером интервьюируемый лигурийский регулировщик речисто, да не чисто рапортовал, да так зарапортовался про размокропогодившуюся погоду, что дабы инцидент не стал претендентом на судебный прецедент, лигурийский регулировщик акклиматизировался в неконституционном Константинополе,/

/где хохлатые хохотушки хохотом хохотали и кричали турке, который начерно обкурен трубкой: не кури, турка, трубку, купи лучше кипу пик, лучше пик кипу купи. А то придет бомбардир из Брандебурга — бомбами забомбардирует за то, что некто чернорылый у него полдвора рылом изрыл, вырыл и подрыл; но на самом деле турка не был в деле.

/Да и Клара-краля в то время кралась к ларю, пока Карл у Клары кораллы крал, за что Клара у Карла украла кларнет, а потом на дворе дЁготниковой вдовы Варвары два этих вОра дрова воровали./

/Но грех — не смех — не уложить в орех: о Кларе с Карлом во мраке все раки шумели в драке, — вот и не до бомбардира ворам было, но и не до деготниковой вдовы, и не до деготниковых детей./

/Зато рассердившаяся вдова убрала в сарай дрова: раз дрова, два дрова, три дрова — не вместились все дрова, и два дровосека, два дровокола-дроворуба для расчувствовавшейся Варвары выдворили дрова вширь двора обратно на дровяной двор, где цапля чахла, цапля сохла, цапля сдохла./

Когда прочитаете скороговорку таким способом, то многие ее части запомнятся сами собой.

7 занятие

Прочитайте всю скороговорку от начала до конца. Определите те места, которые получаются хуже всего и отдельно поработайте над ними.

8 занятие

На этом занятии вас ждет настоящий марафон. Начинаем "собирать" скороговорку полностью. Необходимо прочитать весь текст, по уже известной вам схеме, по частям от конца к началу.

● Сначала со слов

"О всём о том..."

и до конца;

● Потом со слов

"Была у Фрола..."

и до конца;

и так, пока не дойдете до самого начала.

9 занятие

Скорее всего, вы уже знаете скороговорку наизусть. Попробуйте проговорить ее полностью, в удобном для вас темпе. Если что-то забыли, выучите эти места отдельно и проговорите еще раз от начала до конца.

10 занятие

Это занятие, посвящено выработке автоматизма и наращиванию темпа. Проговорите скороговорку от начала до конца 5 раз подряд. Сначала очень медленно, тщательно выговаривая все словосочетания; потом немного прибавьте темп; затем еще чуть быстрее.

Спасибо что выучили скороговорку. Выкладывайте ваше видео со скороговоркой в соцсетях с хэштегом #учимлигурию

Удачи в ваших выступлениях!

#скороговорки #дикция #сценическая речь #артикуляционная гимнастика