Не смотря на свою "многопрофильность" и известность, бакинские гочу, как прослойка общества, просуществовали очень не долго — с середины XIX века до 20-х годов XX-го.
Это был чисто бакинский феномен, связанный с происходившими с городом тотальными изменениями.
Начало
Вообще, апшеронцам, да и всем жителям равнинного Азербайджан, были чужды не только бандитизм, но и более мелкие преступления. Это отмечают почти все русские и зарубежные исследователи, побывавшие в азербайджанских ханствах после присоединения к Российской Империи.
Более того, они отмечали такие черты, как открытость и доброжелательность, как характерные для всего народа.
Вот например мнение известного французского географа и историка Элизе Реклю:
Подробнее:
Поэтому, когда на фоне нефтяного бума Баку стал прирастать населением, местное население оказалось совершенно не готовым к росту преступности.
В то время, из Тифлиса в Баку переехало не только много богатых армян, но и тифлисские кинто — уличные торговцы мелочью, которые быстро скооперировались и создали своеобразную преступную артель.
Кинто (груз. კინტო) — мелкие торговцы в Грузии, особенно Тбилиси, которые, как правило, занимались продажей фруктов и овощей вразнос. Характерная модель поведения кинто — весёлость, энергичность, шустрость, пронырливость, некоторая фамильярность, способность на мелкое плутовство.
Мелкое вымогательство, мошенничество, обман покупателей — городская управа не могла бороться с такими явлениями, и тогда стали появляться "народные мстители".
Как правило, это были или физически крепкие, или владеющие хорошо холодным оружием жители Баку и апшеронских сел. Многие из них были чемпионами по различным соревнованиям на народных празднествах.
История сохранила имена некоторых: Кербалаи Гюли обладал огромной силой, Бешир Бек метко стрелял, Салим хан и Агали Бек безупречно владели кинжалом и саблей, а Исрафил Бек был лучшим наездником своего времени
В последствии, они стали главами различных кланов гочу, которые вызывали у жителей Баку трепет и уважение.
Из мстителей в "рэкетиры"
На смену грузинским кинто, вскоре, пришел более серьезный "русский" преступный мир.
Это еще не были серьезные бандиты, Баку пока только развивался, но потребности у них были намного более высокие, чем у тифлисцев.
Основой их промысла было воровство и грабеж. Магазины и дома зажиточных граждан, иногда обчищались по несколько раз в году.
Для гочу, которые постепенно становились специфическим слоем общества. Со своей моралью и узким кругом помощников. Имевших своих воспитанников, как среди детей, так и среди примкнувших к ним взрослых хулиганов, появление шайек грабителей стало удачей.
За небольшую ежегодную мзду, они стали обеспечивать неприкосновенность материальных богатства обратившихся. Тех кто нарушал их запреты карали с крайней жестокостью. Частенько подбрасывая тела "казненных" в публичные места.
Их стали боятся все. Даже городская полиция, которая обходила стороной места, где собирались гочу.
Одним из таких мест была чайхана "Ислам" на Куба-меданы, в те времена на ней располагался фруктовый базар (нынче площадь Физули перед зданием Азербайджанского Драмтеатра).
Из бандитов в телохранители
Ко времени, когда Баку расцвел и разбогател, обзавелся собственными миллионерами и богачами, гочу представляли из себя значимую часть общества. Нечто вроде мафиозных кланов на Сицилии.
Их главарей все знали, боялись, но ничего поделать не могли. Более того, гочу становились и представители известных семейств (побочные линии).
Так например, одна из ветвей знаменитого рода Ашурбековых, давших плеяду известных личностей (от нефтепромышленника и мецената Аждар-бека Ашурбекова до Генерального директора «ГСКБ „Алмаз-Антей“» Игоря Ашурбейли) была известными в Баку гочу.
Газеты той поры пестрят их фамилиями в разделе происшествия, а в сохранившихся архивах бакинской полиции найдено много заявлений на них.
Его Превосходительству Господину Бакинскому Градоначальнику.
От Жителя гор.Баку Наджафа Худавердиева, жительствующего на Канитапинской ул. в собственном доме
ПРОШЕНИЕ.
На Канитапинской ул. гор. Баку я дарувно арендую номера у Гасана Худавердиева. Вчера днем бакинские молокане Иван Исаков и Павел Ряженцев, имея тяжбу на счет арендуемого мною дома с домовладельцем Гасаном, привели в эти номера проживающего в гор. Баку Сараинского жителя Теймур бека Ашурбекова, который грозя револьвером всем моим жильцам, приказал отныне платить арендные деньги за номера не мне, а названным молоканам, грозя в противном случае им смерть.
Когда я запротестовал против его вмешательства в дела мои с моими жильцами, он, Теймурбек Ашурбеков объявил мне, если я после сего осмелюсь явиться хоть один раз в эти номера за получением арендной платы за номера с моих жильцов,то убъет меня как собаку.
Самые известные кланы были у Сеймурбека Ашурбекова, Наджафгулы, Кяблеи Гаджибалы, Ага Керима и Шируйя.
Устоявшаяся жизнь была нарушена, когда богатый город наводнили "залетные" банды двух типов:
- Беспредельщики не чурающиеся разбоя и убийств.
- Идейные революционеры, промышлявшие грабежами и похищением людей.
Гочу, которые жили по своим специфическим законам чести, было сложно бороться с профессионалами, привыкшими прятаться от полиции, и опытными подпольщиками. Те совершали налеты и уходили на дно.
Созданная гочу система оказалась малоэффективной
С другой стороны, персонально, каждый гочу был подготовлен намного лучше залетных. Рядовые бойцы постоянно тренировались в борьбе, учились стрельбе и владению холодным оружием. Поэтому достаточно скоро на них появился большой спрос.
Сначала от самых богатых людей города, которые включали пару гочу не только в свою свиту, но и поручали им охрану членов семьи. А потом и от богатеев помельче.
У гочу был свой стиль одежды, непременная папаха и кинжал внушительных размеров, поэтому их было легко отличить на фоне все более европезирующегося города.
Из телохранителей в авторитеты
К десятым годам двадцатого века в среде гочу происходит раскол.
Одни наконец выдавив залетных занимают их место, не брезгуя разбоем и похищением людей. Другие, все больше легализуются становясь авторитетными людьми города.
Некоторые даже жертвуют свои средства на помощь жителям города или поддерживают своими средствами полюбившихся исполнителей.
Так в Баку была известная история, когда певец Мир Наги Бабаев решил продать свой дом и вложить все средства в покупку земли, где предполагались залежи нефти. Но нефти не нашлось, а певец был полностью разорен.
Тогда гочу Шахбаба из Сураханов, который был почитателем таланта Мир Наги, купил тому дом на собственные средства.
Послесловие
Ряды гочу сильно пострадали во время мартовских событий 1918 года, они были практически единственной реальной силой защищавшей мусульман от вооруженных отрядов дашнаков и большевиков.
Но окончательную точку на этом социальном явлении поставила Советская власть, которая расстреляла всех известных гочу одних из первых.
И еще ...
Образ гочу периодически появляются в различных произведениях. Например, в картине "Аршин мал алан".
Или в произведении Акунина "Черный город".
Но это все гротескные персонажи. Мне кажется наиболее близким к реальному гочу был образ бандита Джафара из "Не бойся я с тобой".
Как по внешнему виду, так и по содержанию. Даже любовь к театру, так похожая на известную бакинскую историю, показана.
И уж совсем в конце ...
Известно, что единственным крупным нефтепромышленником не пользовавшимся охраной был Муртуза Мухтаров. О одном из его дворцов я писал недавно.
Так вот, его за такую смелость, в народе, называли "Главным гочу города". Возможно, в этом что-то есть ...