Чего греха таить, у многих из нас есть стойкое убеждение, что все эти экономические форумы, в том числе и Красноярский, который на минувшей неделе проходил у наших соседей, вещь абсолютно бесполезная. Ну, встретились экономисты, политики, чиновники, олигархи и прочие люди в деловых костюмах, о чем-то поговорили, что-то порешали. Нам-то с этого что?
Зарплата у нас больше не стала, и хорошо, если цены в магазинах остались стоять на месте, об их снижении уже даже и не мечтаем. В будущее стараемся особо не заглядывать, проживая дни по принципу из «Иронии судьбы»: поживем — увидим!
Нет, ну а действительно, какие эмоции будут у обывателя, когда он с полей форума получает, к примеру, такое известие: «КЭФ-2022: Правительство Хакасии заключило соглашение о развитии в республике регби»?
Господа, вы серьезно? Регби?
Нет, нет, нет! Ничего против регби и вообще спорта я не имею. Будет развиваться — да и ради бога. Но вы точно уверены, что это именно то, ради чего стоило участвовать в Красноярском экономическом форуме? Тем более с нашей-то историей поддержки того или иного вида спорта в Хакасии. И это даже безотносительно правительства Коновалова. Что там у нас с федерацией футбола? Хоккейной командой «Саяны»? А лыжная база в Вершине Теи, где проходят подготовку великие российские спортсмены и которая существует, кажется, не благодаря, а вопреки чиновничьей воле?
Безусловно, я процитировал лишь один заголовок из, наверное, десятка других, которыми пресс-служба регионального правительства отчиталась о проделанной губернатором на КЭФе работе. Можно сказать, вырвал не самый впечатляющий из общего контекста важных достигнутых договоренностей.
ОК. Приведу и все остальные.
«КЭФ-2022: Валентин Коновалов встретился с послом Республики Казахстан в РФ».
«КЭФ-2022: заключено соглашение о сотрудничестве правительства Хакасии с компанией РУСАЛ в 2022 году».
«КЭФ-2022: правительство Хакасии подписало соглашение с “РМ Рейл Абаканвагонмаш” о реализации крупных инвестиционных проектов».
«КЭФ-2022: Глава Хакасии встретился с руководителем Ассоциации российских дипломатов».
«КЭФ-2022: Подписан комплекс мер по кадровому обеспечению организаций — участников “Енисейской Сибири”».
«КЭФ-2022: Участники “Сибирского соглашения” будут совместно развивать экспорт сибирских регионов».
Под каждым из этих заголовков есть убедительные слова о том, как теперь мы будем развиваться практически вдоль и поперек, вопреки всем и вся. Но практика прошедших лет показывает, что слова, к сожалению, словами так и остаются. Взять хотя бы вот эту отсылку: «Участники “Сибирского соглашения” будут совместно развивать экспорт сибирских регионов». Открываем, читаем.
«В рамках XVIII Красноярского экономического форума прошло заседание Межрегиональной ассоциации экономического взаимодействия субъектов РФ “Сибирское соглашение”. В заседании принял участие глава Хакасии Валентин Коновалов.
По итогам собрания был утвержден комплексный инвестиционный проект “Развитие сибирских экспортно-ориентированных трансграничных коридоров”. Он направлен на увеличение доли экспорта сибирских регионов в структуре российского экспорта к 2030 году с 8,8% до 15%.
В составе комплексного инвестиционного проекта предполагается 184 подпроекта, из которых для нашей республики наиболее актуальны следующие: создание автомобильных коридоров Красноярск — Абакан — Кызыл (с выходом на Монголию и Китай) и Бийск — Абакан (с выходом на Ак-Довурак и Монголию), передача дороги Абакан — Ак-Довурак на федеральный уровень с последующей ее реконструкцией, увеличение пропускной способности железных дорог, повышение производственных мощностей промышленных предприятий, развитие производства молочной продукции, создание племенного репродуктора по разведению овец.
— Реализация этих проектов позволит активизировать инвестиционную деятельность в ключевых отраслях региональной экономики, укрепить деловые связи между хозяйствующими субъектами СФО, развить туристическую инфраструктуру Сибири, — подчеркнул Валентин Коновалов».
Человек, случайно наткнувшийся на эту новость, наверняка будет раздавлен обрушившимся на него громадьем планов и перспектив. Впрочем, не стоит так уж восторгаться. Все это уже было в истории Хакасии.
Не будем вспоминать предыдущее правительство. Нынешнее успело засветиться на этой ниве сказочных обещаний еще три года назад.
«Республика подготовила проектное освещение по строительству транспортного коридора Абакан — Бийск. […] Масштабный проект “Строительство транспортного коридора Абакан — Бийск” нацелен на соединение регионов юга Сибири по новым транспортным артериям. В свою очередь, это поможет значительно сократить расстояние автомобильных перевозок между субъектами России и из регионов СФО до Китая, Монголии.
“Все проекты в своем роде приоритетны, но ключевым все-таки можно считать дорогу на Кемерово, она дает большие перспективы развития региона. Это туризм, торговля. Будет дорога — будет больше возможностей для экономического развития по всем отраслям”, — поясняют в Минэкономразвития Хакасии».
Это цитата из пресс-релиза правительства Хакасии по результатам Красноярского экономического форума, проходившего в 2019 году. Три года с тех пор пролетели, но, кажется, мы опять говорим о том же, причем практически теми же словами. Читайте комментарий Валентина Коновалова по итогам КЭФ-2022 четырьмя абзацами выше.
И если уж мы вспомнили КЭФ-2019, давайте посмотрим, чего еще мы там презентовали и на какие результаты претендовали. От меня здесь не будет ничего личного — исключительно выдержки из официальных пресс-релизов. Извините, если я вас ими немного утомлю.
«Ряд инвестиционных проектов Хакасии представлен в первый день работы КЭФ-2019. Межрегиональный союз “Енисейская Сибирь”, куда входят Красноярский край, Хакасия и Тува, презентует 32 программы развития своих регионов, — рапортовало Правительство Хакасии 28 марта 2019 года. — Республика подготовила проектное освещение по строительству транспортного коридора Абакан — Бийск, транспортного обеспечения Бейского каменноугольного месторождения, а также созданию товарно-молочного комплекса в Боградском районе».
Ну, про автодорогу в соседнюю область мы с вами уже поговорили. Она, безусловно, строится. Возможно даже, что следующее поколение еще успеет увидеть, как будет разрезана ленточка на ее открытии.
А вот что там за разговор про товарно-молочный комплекс в Боградском районе был? Ознакомьтесь с подробностями. Все оттуда же.
«Проект “Молочно-товарный комплекс «Первомайский»” направлен на создание товарно-молочного производства в Боградском районе. Для этих целей требуется реконструкция с частичным обновлением существующих коровников и телятников с заполнением 1 400 голов дойного стада, модернизация молочного завода производительностью до 10 тонн в смену, комбикормового завода производительностью 5 тонн в час. Речь также идет о восстановлении растениеводческого направления для возделывания 30 000 га и строительстве нового комплекса на 2 000 голов. Реализация проекта в Хакасии началась полтора года назад. На сегодняшний день поголовье КРС на ферме в ООО “Первомайское” составляет около полутысячи голов».
Вы видели на наших прилавках молоко от этого полуторатысячного стада? А ведь в марте 2019-го руководитель Фонда развития Хакасии Денис Пауль в преддверии Красноярского экономического форума делился едва ли не наполеоновскими планами: «Изначально планировалось увеличить дойное стадо до 1 400 голов. В настоящий момент, в рамках “Енисейской Сибири”, мы рассматриваем возможность увеличения производственных мощностей проекта в несколько раз, до 4 800 голов КРС. Кроме того, есть варианты внедрения полного цикла переработки производимой продукции. Обо всем этом подробно мы готовы рассказать на КЭФ».
Неужели рассказали и забыли? Кажется, последний раз что-то с маркой из хакасского Бородино в магазинах появлялось года два назад.
Теперь что касается транспортного обеспечения Бейского каменноугольного месторождения.
«Инвестпроект “Создание железнодорожной и автодорожной инфраструктуры Бейского каменноугольного месторождения” является крупным и перспективным не только для Хакасии, но и для России. […] Освоение объемов перевозок Бейского угольного кластера требует развития не только инфраструктуры магистрального железнодорожного транспорта, но и автодорожного. Поскольку Бейское месторождение — многоуровневый объект для инвестиций, а функционирующая логистика — весомый аргумент для потенциальных партнеров. Ведь региональная угледобыча — одна из основных статей экономики».
Спустя три года хотелось бы если не увидеть, то хотя бы услышать о том, что сделано после таких громких заявлений. Но, кажется, я глух и слеп.
В 2019 году, по результатам Красноярского экономического форума, чиновники обещали не так, конечно, много, как в году нынешнем — о регби тогда и не заикались, но кое-что еще, кроме вышеозвученного, все-таки было.
В частности, после того, как тогдашний министр имущественных и земельных отношений РХ Евгений Тарасов и тогдашний же первый заместитель главы региона Андрей Асочаков «осмотрели распределительный центр Сибирской логистической компании», они обсудили «возможность сотрудничества сельхозпроизводителей, а также создание центра производств по упаковке, переработке продукции и процесса ее сертификации в Хакасии», цитирую опять же по официальным пресс-релизам.
«Масштаб оптово-распределительного центра соседнего региона впечатляет. Еще сильнее сошлись во мнении, что нашей республике такой центр также необходим. Это не только комплекс зданий для хранения, переработки, упаковки и реализации сельхозпродукции, ее ветеринарного и фитосанитарного контроля. Это сбыт продукции без посредников. Это новые рабочие места и налоговые отчисления в республиканский бюджет», — отметил Евгений Тарасов.
Восхитились, обсудили и… опять забыли?
Или же мы чего-то не знаем?
Вот потому-то и складывается у большинства ощущение того, что форум этот — абсолютно бесполезная вещь. Была бы польза, сомневаюсь, что из уст региональных чиновников мы бы так и не услышали победных реляций в честь успешного исполнения заявленных проектов.
И, да, делегация Абакана в этом году была также представлена на Красноярском экономическом форуме. Развитием регби город, правда, заниматься не будет — нашлись дела более насущные. В частности, главы Абакана и Минусинска договорились объединить свои усилия в решении проблем экологии. Об этом читайте ниже на этой же странице.
А еще депутат Госдумы Сергей Сокол, глава Абакана Алексей Лемин и начальник Красноярской железной дороги Алексей Туманин в ходе прошедшей в рамках КЭФа встречи положительно решили вопрос по строительству переезда через железнодорожные пути на улице Буденного в Абакане. Не столь, конечно, масштабная встреча, как переговоры с послом Республики Казахстан, зато результат реальный.
Ну, а то, что это федеральная площадка и место, где можно поговорить не только о будущем нашего региона, но и о перспективах страны и мира, — так в этом никто и не сомневается.
Алексей КИРИЧЕНКО
Фото из открытых источников