Перевод с норвежского. Оригинал статьи: https://forskning.no/andre-verdenskrig/sovjetiske-krigsfanger-ikke-lenger-navnlose/726478
Во время Второй мировой войны в Норвегии погибло более 13 700 советских военнопленных. По словам немецкого историка Отто Рейнхарда, на данный момент удалось установить имена около 8000 человек. Однако долгое время у властей не хватало политической воли для проведения идентификации.
Во время войны по меньшей мере 98 000 советских солдат были отправлены немцами в лагеря для военнопленных на территории Норвегии. Немцы игнорировали многие положения Женевской конвенции, особенно касающиеся условий жизни, питания и медицинской помощи.
- Условия были ужасными, — рассказывает изданию ScienceNordic немецкий историк Рейнхарт Отто, — граждан СССР немцы считали недолюдьми, и обращались с ними гораздо хуже, чем с военнопленными из западноевропейских стран.
По словам Отто, у немцев существовала специальная система регистрации советских военнопленных. Сейчас ее используют норвежские исследователи, которые работают над тем, чтобы вернуть имена неизвестным погибшим.
Болезни и голод
Многих советских военнопленных на севере Норвегии немцы использовали в качестве рабочей силы. Ведь именно в этом регионе больше всего ждали вторжения Красной Армии.
Пленные жили в холодных бараках, стены которых практически не защищали от ветра, дождя и зимних морозов. Условия не позволяли людям хоть как-то восстановить силы после тяжелой работы.
Постоянная влажность в зданиях вызывала у заключенных такие заболевания, как туберкулез и пневмония, которые в то время были равносильны смертному приговору.
Жизнь военнопленных еще более усугублялась скудным питанием. Заключенные не получали достаточного количества калорий, необходимых им для тяжелой работы, поэтому многие доходили до полного истощения.
Ужасное обращение и скрупулезное документирование
Смертность среди советских военнопленных была колоссальной. По данным историко-просветительской организации Фальстад-центр, в ходе войны они стали наиболее пострадавшей социальной группой на территории Норвегии.
В 2009 году норвежские власти поставили перед Фальстад-центром непростую задачу: установить имена всех погибших в лагерях советских граждан.
Общее количество убитых в ходе прямых боестолкновений в Норвегии составило 10 262 человека, при этом в лагерях от голода и болезней погибло около 13 700 советских военнопленных.
Исследование Рейнхарда Отто показывает, что немецкие оккупационные власти проделали кропотливую работу, зафиксировав данные обо всех узниках лагерей. Результаты были опубликованы в журнале Historisk Tidsskrift.
Пленных подсчитывали и регистрировали, и если они умирали в плену, причина смерти часто записывалась в личную карточку. Эта карточка также содержала имя заключенного и номер, указывающий на тот или иной лагерь.
Позже все данные были отправлены в берлинский архив. Когда война закончилась, все бумаги были конфискованы советскими военными, которые увезли их в СССР. Там документы пылились десятилетиями, прежде чем Германия и Россия начали обмениваться информацией о военнопленных и местах их захоронения.
Таким образом, личности советских военнопленных оставались неизвестными вовсе не из-за плохой работы немецкой администрации, а потому что после войны мало кто интересовался их судьбой.
Почему вопрос так долго не поднимался?
Казалось бы, не составляло ничего сложного идентифицировать всех погибших и найти места их захоронения. Это дало бы шанс многим советским гражданам почтить память своих родственников.
Но, по словам Отто, в атмосфере всеобщей подозрительности, которая царила во время холодной войны, ни Норвегия, ни Советский Союз не были заинтересованы в большом потоке людей через железный занавес.
Норвегия опасалась проникновения шпионов, особенно в северной части страны, которую НАТО считала стратегически важной в случае войны.
Советский Союз, в свою очередь, не хотел, чтобы граждане лишний раз «соблазнялись» капиталистическим образом жизни.
Власти идут на контакт
Норвежские власти связались с Рейнхардом Отто в 2008 году, когда им стало известно о его работе и о том, что удалось установить имена большинства советских военнопленных, погибших в Норвегии.
В 2012 году немец прибыл в Норвегию и приступил к полевой работе. Хотя сам Отто спустя некоторое время вернулся в Германию, норвежские исследователи продолжили работу над сопоставлением имен и мест захоронения. На 2012 год было идентифицировано около 8000 из 13 700 погибших.
- Я думаю, что можно установить места захоронения не менее 9 тысяч человек, — считает Отто.
Идентификация захоронений
Рейнхард Отто считает, что Германия, Россия и Норвегия должны сделать все, чтобы у погибших, наконец, появились полноценные могилы.
- Конечно, сегодня гораздо проще пересечь границу, и многие внуки хотели бы посетить могилы своих дедов. Теперь, когда мы можем установить места захоронений, следует дать родственникам возможность посещать их.
Историк Михаэль Стокке занимается исследованием советских военнопленных в Норвегии более 13 лет. Он согласен со своим немецким коллегой и считает, что людям очень важна подобная информация.
- К нам обратились около 20 россиян, желающих посетить могилы своих отцов и дедов, — делится Стокке, — так, один человек был уверен, что его дед погиб на Украине, пока не узнал, что тот похоронен на кладбище под Бергеном. Семья приехала в Норвегию с горстью родной земли, которую положили на могилу бойца. Я думаю, для них было большим облегчением наконец-то узнать, где покоится погибший родственник.
Источники:
Рейнхард Отто, Кладбища советских военнопленных в Норвегии, Historisk Tidsskrift, № 4, 2011 г.
Ссылки:
Фальстад-центр регулярно помещает имена погибших военнопленных в доступный для поиска архив.