Вся наша жизнь - это клубок противоречий и ребенок с раннего возраста должен их видеть. Любая система - это сгусток противоречий. Плохое и хорошее, красивое и безобразное, сладкое и горькое, твердое и мягкое и т.д . Простые игры помогают ребенку увидеть тот или иной обьект во всей сложности. Эти игры учат видеть обьект, состоящий из частей, учат обьединять части в одно целое, расматривать обьект не только в реальности, но и в будующем или в фантастическом мире......
Выработанное умение, видеть противоречия, способствует нахождению идеального конечного результата и ведет к развитию. Когда противоречия не разрешаются - развитие останавливается. Остановка в развитии - это смерть для любой системы. Если противоречия разрешаются, то в результате появляется 0принципиально новая конструкция, происходит качественный скачок в развитии того или иного обьекта.
Например. Долгое время не могли создать высоко-скоростные самолеты. Противоречие между заданной сверх скоростью и имеющими реальные габариты самолета разрешилось в качественном изменении геометрии крыла самолета. Крыло самолета стало иметь большую площадь при взлете. Таким образом, имеющиеся противоречие, способствовало выработки ИКР. Решением данного противоречия явилось принципиально новая конструкция крыла самолета.
У детей наблюдается нечувствительность к противоречиям. Они стремятся избегать их в рассуждениях. Поэтому задача взрослых учить детей находить противоречия в окружающей жизни. Этого они могут достигнуть в разных играх.
Игра - " Хорошо- плохо". Вариант 1. Для игры выбирается обьект. Ребенку предлагается назвать, что в предлагаемом обьекте" хорошо", а что " плохо", что удобно, а что неудобно; что нравиться, что не нравиться.
Пример. Карандаш
- нравится, что карандаш красный, не нравится, что тонкий;
- хорошо, что длинный, плохо, что острый, можно уколоться;
- удобно держать в руке, неудобно носить в кармане - ломается;
Рассмотрению может быть подвергнуто и одно конкретное свойство:
- хорошо, что длинный - может служить указкой, но не входит в пенал;
- деревянный, но не входит в пенал;
- красный- можно нарисовать солнце, но нельзя траву.
Вариант 2. Для игры предлагается обьект, имеющий для ребенка конкретную социальную значимость или вызывающий у него положительные или отрицательные эмоции.
Пример. Ставить уколы.
- плохо, потому что больно, хорошо- быстрее вылечишься;- не нравится- страшно, но зато мама потом говорит, что я "смелый"
Когда дети научатся выявлять пиотиворечивые свойства простых обьектов, можно переходить к рассмотрению положительных и отрицательных качеств в зависимости от конкретных условий, в которые ставятся эти обьекты( когда это хорошо, а когда- плохо).
Примеры: Снегопад. Громкая музыка.
На втором этапе можно предложить детям вставлять недостающие слова противоположного значения в стихотворные строки.
Например:
Скажу я слово высоко, а ты ответишь( низко).
Скажу я слово далеко, а ты ответишь ( близко).
Скажу тебе я слово трус, ответишь ты ( храбрец).
Теперь начало я скажу, ну отвечай ( конец).
Учим определять противоречия в загадках.
Я антоним к слову зной,
Я в реке, в тени густой,
И в бутылках лимонада,
А зовут меня ....( прохлада).
Я антоним к слову лето,
В шубу снежную одета,
Хоть люблю мороз сама,
Потому, что я ( зима).
И т.п.
Дети любят заканчивать пословицы.
Ученье свет, а неученье....(тьма).
Знай больше, говори ......(меньше).
Корень ученья горек, да плод....( сладок).
И т.п.
На третьем этапе игра усложняется.
Волк( злой)- бабушка - (добрая).
Карандаш ( пишет)- резинка ( стирает).
Книга (дает знания) - ребенок( берет знания).
После этого можно переходить к построению анти обьектов:
Анти карандаш - резинка;
Анти иголка( зашивает) - гвоздь ( рвет одежду);
Анти дождик( мочит землю) - солнышко ( сушит землю).
На четвертом этапе после нахождения противоположного слова нужно найти третье, которое несло бы в себе смысл первых двух слов:
Горячий - холодный( утюг).
Темный- светлый(тельняшка, газета).
Острый- тупой( нож: одна часть острая, другая( ручка) тупая.
Стоять - ходить( часы).
Вариант 3.
Цепочка противоречий:
Есть шоколад- хорошо, т.к. это вкусно, но это плохо, т.к. может заболеть живот.
Живот болит - плохо, но хорошо, т.к. можно остаться дома.
Быть дома и не ходить в садик ( школу) - хорошо, но это плохо, т.к. скучно и не пускают на улицу и т.п.
Вариант 4. Дети познают закон перехода количественных изменений в качественные.
Пример. Одно мороженое - это хорошо, два - очень хорошо, а три уже плохо- можно простудиться, сьесть ящик мороженого- опасно для жизни.
Одна конфета- это хорошо, две - очень хорошо, сьесть килограмм конфет плохо - можно заболеть, сьесть десять килограмм конфет за один прием - опасно для жизни- это плохо.
Другие примеры. Прием лекарства, посадка растений в одну лунку, или на ограниченной территории и т.п. примеры, которые учат ребенка понимать противоречия и решать их на основе реальных потребностей.
Игра " Наоборот".
Ведущий бросает ребенку мяч и называет слово. Ребенок возвращает мяч ведущему, называя слово с противоположным значением.
Примерный список: много- мало, узкий- широкий, старый- молодой, чистый- грязный, твердый- мягкий, большой- маленький, день- ночь , худой- толстый, черный- белый, кислый - сладкий, зима- лето, длинный- короткий, медленный- быстрый, трусливый- храбрый, утро- вечер, рано- поздно, сытый- голодный, далеко- близко и
т.п.
Игра " Кто кем был".
Ребенок отвечает на вопрос, кем( чем) были раньше цыпленок ( яйцом), дедушка (мальчиком), крокодил
( яйцом), лошадь (жеребенком), корова(теленком), дуб(желудем), рыба(икринкой), яблоня(семечком), лягушка(головастиком), бабочка( гусеницей), хлеб ( мукой), шкаф( деревом), велосипед( железом), рубашка( тканью), дом (кирпичами), день( ночью), учитель( учеником) и т.п.
Игра " Чего на свете не бывает".
Ребенок придумывает и рисует новые, необычные явления. Темы. " Неизвестный науки зверь".( Животное составляется из частей разных живых существ. Например: голова - зайца, туловище - гусеницы, ноги - лошади, хвост - петуха).
" Необычные природные явления". Например. Дождь поднимается из земли или выпадает на землю конфетами , конфети, лягушками ит.д. Снег летит белыми бабочками, ватой, голубями и т.д.
Игра " Изобретатель".
Ребенку предлагается изобрести новый предмет. Например такой, чтобы он был одновременно и вешалкой, и пилой; табуреткой и книжной полкой; вилкой и ножом; молотком и гвоздодером; ножницами и отверткой и т.д.