Безопасно ли жить у АЭС?
Сегодня радиационная безопасность населения рядом с АЭС обеспечивается с колоссальным запасом прочности.
Что касается аварий, нужно понимать, что вероятность тяжелой аварии с выходом радиоактивности в окружающую среду крайне невелика. Она сопоставима с вероятностью авиакатастрофы (1/8000000.) По статистике коммерческая авиация — самый безопасный вид транспорта, однако общественное мнение по этому вопросу сильно отличается от фактических данных: большинство людей боятся именно самолетов, а не поездов или автомобилей. Примерно так же обстоит дело и с атомными станциями. По статистике аварийность на АЭС ниже, чем в других видах электроэнергетики. За 30 лет, с 1969 по 2000 год, на всех АЭС мира произошла только одна авария с числом жертв более 5 человек: в ней погиб 31 человек. За тот же период времени в гидроэнергетике было 11 тяжелых аварий, в результате которых погибли без малого 30 тысяч человек; в тепловой энергетике (нефть, газ, сжиженный газ) было 637 серьезных аварий — погибли более 26 тысяч человек.
">2
Есть еще один нюанс. Часто люди не доверяют официальной информации и думают, что в случае аварии на АЭС им не скажут правду. Эти опасения — наследие Чернобыля. Действительно, в апреле 1986 года политические власти СССР более двух суток замалчивали сам факт аварии, а через некоторое время засекретили данные о масштабах радиационного загрязнения. Сегодня ситуация иная: гарантии своевременного информирования населения дает законодательство. Статья 61 закона РФ № 170-ФЗ «Об использовании атомной энергии» предусматривает административную либо уголовную ответственность должностных лиц, органов государственной власти и органов управления за сокрытие факта аварии на ядерной установке, а также выдачу преднамеренно ложной информации о состоянии радиационной обстановки на объекте и отказ в предоставлении информации.
Важно понимать, что не всякое нарушение в работе АЭС является аварией. Информирование населения становится обязательным только в случае возникновения угрозы радиационной безопасности населения. Если такой угрозы нет, эксплуатирующая организация и органы управления вправе проводить информирование общественности по своему усмотрению.
Насколько опасны радиоактивные отходы?
Работа АЭС сопровождается созданием радиоактивных отходов. При надлежащем обращении радиоактивные отходы атомной промышленности (РАО) не представляют опасности для населения. Сегодня РАО содержатся в специальных пунктах хранения, часть перерабатывается. В некоторых случаях РАО захораниваются на месте. Радиационные риски для населения от этой деятельности пренебрежимо малы — меньше, чем на других этапах жизненного цикла атомных предприятий. Данные о радиационной обстановке вблизи предприятий, занимающихся обращением с РАО, доступны на сайте Федеральной целевой программы «Обеспечение ядерной и радиационной безопасности на 2016–2020 годы и на период до 2030 года».
Довольно небольшая часть накопленных РАО — это долгоживущие высокоактивные отходы. Самый безопасный вариант обращения с ними — глубинное захоронение в скальных породах. Все страны, которым приходится решать проблему высокоактивных РАО, выбрали вариант геологического захоронения, так как каких-либо иных разумных альтернативных вариантов пока никто не предложил.
В России также начали подготовку к созданию глубинного пункта хранения. Сегодня в Нижнеканском горном массиве в Красноярском крае создается подземная лаборатория для изучения долговременной безопасности захоронения на выбранной площадке. Задача лаборатории — оценить все возможные риски на миллион лет вперед и сравнить их с современными требованиями. Новые требования к радиационной безопасности предполагаемого пункта глубинного захоронения РАО в десятки и сотни раз жестче, чем требования к безопасности АЭС. Например, на границе ПГЗРО (проект по созданию подземной исследовательской лаборатории и пункта глубинного захоронения РАО) дозы облучения населения не должны превышать 0,1 мЗв в год в течение одного миллиона лет.
">3Для действующих российских атомных станций, срок службы которых меньше 60 лет, квота на облучение населения установлена на уровне 0,25 мЗв в год.
Но приходится признать, что и в этом случае общественные представления сильно расходятся с научными оценками безопасности. В США, где пункт глубинного захоронения в штате Невада (Юкка-Маунтин) был готов к сдаче в эксплуатацию более десяти лет назад, опасения общественности оказались настолько серьезной преградой, что объект до сих пор не используется.
После ряда серьезных ошибок люди научились ответственному обращению с мощными источниками радиации, которые они создали. Сегодня радиационная безопасность обеспечивается с огромным запасом прочности. В то же время общество еще остается в плену представлений, сформировавшихся в 1960–1970-х годах. Изменить эту ситуацию способны только знания.