Найти тему

О рыцарстве и его истоках.

Оглавление

Пожалуй, первой предпосылкой к появлению средневекового рыцарства является "Битва при Адрианополе", которая была в 378 году н.э. Хотя это и не событие вселенского масштаба, но велико было его значение в Римской истории. Империя неоднократно терпела поражения, но события при Адрианополе стали для граждан империи последней каплей. Поражение при Адрианополе пошатнуло общественный дух, однако оно и сплотило христиан перед лицом серьёзной опасности. Битва при Адрианополе это, своего рода, точка отсчёта, символическая дата, которая положила начало рыцарству.

Другой предпосылкой к появлению рыцарства будет развитие конного войска в Китайской империи. Из — за угрозы со стороны монголо-тюркских кочевников китайский двор идёт на сближение с тохарами у которых они переняли некоторые технологии. Под влиянием тохаров Китайская империя стала использовать лёгкую кавалерию, вместо тяжёлых колесниц. Для создание конного войска китайцы стали привозить новые породы лошадей из западных стран.

Стоит выделить и появление наёмничьего тяжеловооружённого конного войска в китайской армии, как новую и почти непобедимую силу. Они были закованы в латы, носили остроконечный шлем, были вооружены копьём и мечом. Их появление обусловлено подражанием парфянам, которые к тому моменту стали использовать тяжеловооружённых всадников.

Стоит отметить, что китайцы и римляне, как обе оседлые цивилизации, взяли курс на оборону и перевооружение своих войск, чтобы защититься от набегов кочевников.

-2

Как отмечает Ф. Кардини, заслуга появления рыцарства на Западе принадлежит не только парфянам, но и другим народам. Сарматы сильно повлияли на развитие конного воинства. Их знания и опыт переняли римляне.

Стоит сказать и о влиянии лошади на культуры и религию многих народов. Например у германских народов, которые подверглись влиянию степи, лошадь становится более сакральной и её значение возрастает по мере возвеличения культа Одина. Конь становится неразлучным товарищем этого скандинавского бога и участником его свиты.

Отдельно стоит выделить взаимодействие варваров и римлян. Погибающий Рим не мог усвоить военные уроки варваров, но они смогли частично передать свою культуру победителям, включая отдельные элементы его военного опыта. Тем не менее, для становления рыцарства определяющим значением является не римское, а варварское наследие во всех отношения - военные, культурные, идейные. Варвары сыграли значительную роль во время военного кризиса Рима. Их представители даже входили в ближайшее окружение императора. Однако, римское общество презирало и опасалось варваров, но ценило их способности. Варвары в свою очередь презирали римлян, но были ослеплены их богатством и могуществом власти.

-3

Религиозный фактор.

Христианизация варваров стала важнейшим явлением в средневековой европейской истории. По мнению Ф. Кардини новая христианская вера германцев пришла через своеобразное совмещение образов своих богов с образом Христа, языческих представлений - с комплексом понятий и чувствований, присущих христианской религии. Процесс христианизации протекал довольно затруднительно, так как её доктрины противоречили привычному укладу жизни германских народов. Этот процесс слияния менталитета и традиций двух миров шёл в течении всего Раннего Средневековья. Лишь по завершению процесса христианизации германскими и иными народами, пришло время для начала зарождения средневекового рыцарства. Тем не менее, элементы воинской морали германцев, а также их религиозные представления отчасти сохранились и вошли в этнос европейского раннесредневекового рыцарства.

Изначально христианская религия относилась к войне и солдатам весьма неоднозначно. Необходимо было найти компромиссное решение в мире, который погружён в пучину бесконечных битв и войн. Христианству необходимо было выработать собственную, теологически обоснованную, позицию по этому вопросу, которая трактовалась условиями и необходимостью не только доктринального, но и политического самоутверждения церкви. Именно поэтому происходит некое соединение меча и креста в рамках одного религиозного учения. "Воины Христа" всё прочнее и прочнее укрепляются системе ценностей Раннего Средневековья.

Социально-экономический фактор.

Весьма существенную роль в развитии рыцарства сыграл экономический фактор.

К концу XII века рыцарство начинает в себе замыкаться. Рыцарем могли стать только весьма зажиточные люди. Люди неблагородного происхождения крайне редко удостаивались чести стать рыцарем, так как у них просто не было средств на приобретение рыцарских доспехов, которые стоили очень дорого. Поэтому рыцарство постепенно превращается в обособленную касту воинов, члены которого по социальному статусу примерно равны, хотя их политическое влияния и финансовый достаток мог отличаться. Многие рыцари были своего рода наёмниками, поступая на службу какого-нибудь сеньору.

-4

В IX веке, во многих западных странах, термин «воин» утратил свою изначальное значение. Воинами могли становиться те, кто имел оружие и коня. Пехота не утратила своего значения, но и воинами они уже не являлись.

Постепенно рыцарство стало принимать наследственный характер. Например, в Англии, в период раннего средневековью подобных людей называли «тэнами». Хоть оно и приняло наследственный характер, никаких юридических оснований для этого не было.

Рыцари должны были защитить мир, а точнее Запад, от языческого влияния, но когда языческая угроза миновала кто теперь будет защищать мир от насилия и бесчинства от тех же самых «защитников»?. Не всегда рыцари были благородными людьми, с одним лишь желанием помогать людям и нести свет. Было время, когда рыцарство являлось корпорацией насильников, сборищем разбойников с желанием поживиться, за счёт беспомощных людей. Их сложно назвать рыцарями, скорее простыми варварами или разбойниками. Тем не менее, постепенно подобный характер рыцарства стал исчезать, появляется рыцарская этика, особые правила поведения, обряд посвящение и в конце концов меняется менталитет рыцарей, их идеалы. Уже это стало напоминать о привычном характере средневекового рыцаря. Это рыцарство стало больше похоже на то, что большинство людей представляет — благородный воитель облачённый в массивные доспехи на могучем коне, готовый защищать простых и угнетённых людей.


А что по этой теме думаете Вы?
Пишите своё мнение в комментариях!