Жерличные брюзжания
Я начинал ловить зимой на удочки. С разными оснастками удавалось ловить окуня, плотву, подлещика, язя, налима. Рыбалка была не сильно разнообразной, но рыба ловилась неплохо. А потом году на третьем моих рыбалок на Каме я увидел в районе небольшого островка двух рыболовов, которые полдня бурили лунки. А у меня к тому времени был титановый бур, привезенный из Владивостока. Был он очень легким, но бурить им толстый лед было занятием не из простых. Бур самодельный, ножи тоже и крепились каждый на 3 винтах. Новые ножи не найти, а старые еще и полукруглые, что затрудняло попытки их точить.
1-2 лунки в почти метровом льду – это была норма, а вот 3-4 уже напрягали сильно. А мужики бурили и бурили. Не думаю, что у них было столько жерлиц. Скорее всего, и у них были проблемы с бурами. Что они ставили и поймали ли рыбу я не видел. Было далеко.
Но вывод мой был очень прост – никаких жерлиц у меня никогда не будет. Тут надо еще сказать, что я до этого и жерличников не встречал и сами жерлицы в глаза не видел. Интересно и то, что с удочками сидели сотни рыболовов, а на огромной и очень перспективной аудитории никто не ловил щук.
Прошло, наверное еще 2 сезона, прежде чем я случайно набрел на двух жерличников. Они сидели вдоль травы. Десяток жерлиц на стойках и 2 щуки. Добротные щуки, обе под пару килограммов. Я пообщался и отнесся к увиденному спокойно. Щуки понравились, но не зацепило. Бухта была длинная и человек 10 там могли бы выставиться. Но чистый снег, без признаков бурения. А в самом конце бухты сидел еще один рыболов. И когда я подходил, он сам пошел навстречу. И был возбужден и разговорчив. Серега Чистов. Это человек, подсадивший меня на жерлицы. Он накануне купил для пробы 4 (!) жерлицы, поставил их без выбора и знания места. И почти сразу вытащил щуку на килошку, а перед моим подходом поймал щуку на 4 с лишним. А у меня еще и фотоаппарат был. Его радость и горящие глаза решили всё.
Через пару дней я гостил в деревне и один рыболов задарил мне 8 жерлиц. Были они совсем деревенскими и даже флажки черного цвета. И я поехал на лунки, где рыбачил Сергей. Нас было трое и больше 20 жерлиц. Но возникла проблема с живцом и, поставив и покараулив часа два 5 жерлиц, я не выдержал и ушел за мыс в поисках живца. Вернулся. 2 щучки по килограмму, одна на мою жерлицу. Ну, а потом началась какая-то другая рыбалка, и жерлицы пришлось отложить до следующего сезона.
Он, пожалуй, и стал переломным. Первые щуки, первое понимание, где и как. Года два прошли в схватках со щуками. А потом, что-то пошло не так. Количество жерличников стало расти в геометрической прогрессии. В бухте, где я познакомился с Сергеем, найти небольшой участок для жерлиц стало большой удачей. В Бикбулово, где я набирался опыта, все было заставлено с первого льда до последнего. Флажки, флажки, флажки… Но большей проблемой были поставушки. Они не вынимались месяцами.
Бывшие деревенские браки, видя уловы жерличников, заставили поставушками всю прибрежную акваторию. Приходилось приезжать ночью, чтобы найти место. С приобретением мотособак стали уезжать за горизонт, но былой свободы уже не было нигде.
Более того, на жерлицы уже стали ловить берша и флажками украшены огромные ледяные поля.
Я не жалуюсь. Я просто ностальгирую по временам, когда не каждый день можно было встретить жерличника. Но все-таки что-то пропало. Пропал интим. Соревноваться в ловле щуки с соседями справа и слева? У всех одинаковые жерлицы, у всех один покупной живец. Пропала индивидуальность, пропала зависимость от умения и мастерства. Все инкубаторское. Если прибегнуть к арифметике, то щуки не стало меньше, как жалуются многие. Просто лет 20 назад щуку надо было делить на 5 жерличников, а сейчас уже на 500. Как говорится, почувствуйте разницу.