Сегодня предлагаю вашему вниманию адаптированное под требования 2022 года задание №1 из моего авторского варианта ЕГЭ. Так задания 1-8 выглядели в мае 2020 года.
Основой для микротекста перед заданиями 1-3 послужила монография искусствоведа Е.И. Ротенберга "Искусство Голландии 17 века". Для современного варианта текст очень уж "микро" - пришлось его расширить. Так будет выглядеть "обновлённое"задание 1 теперь (кстати, задания 2, 3 тоже обновила для разнообразия):
Прочитайте текст и выполните послетекстовые задания.
Обращение к реальной действительности невиданно расширило идейные и художественные возможности искусства, способствовало его жанровому и тематическому обогащению. Если до 17 в. в европейском изобразительном искусстве преобладающее место занимала библейско-мифологическая тематика и затем портрет, а другие жанры были слабо развиты или находились в зачаточном состоянии, то в голландском искусстве соотношение между жанрами резко меняется. Огромный подъем переживают жанры, возможность развития которых связана с непосредственным отражением реальной действительности: бытовой жанр, портрет, пейзаж, натюрморт. Характерно, что сами библейские и мифологические сюжеты в голландском искусстве в значительной мере утрачивают прежние идеально-обобщенные формы воплощения и трактуются с той же степенью жизненной конкретности, что и бытовые картины.
При всех этих громадных достижениях голландское искусство несло в себе и некоторые специфические черты ограниченности: чрезвычайное расширение тематического репертуара, характеризующее голландскую живопись в целом, сочеталось со стремлением многих мастеров ограничиться узким кругом сюжетов и мотивов. (...) важный момент - это то, что, по существу, только у крупнейших мастеров мы наблюдаем стремление вскрыть в отдельных явлениях их более глубокую основу, в частном обнаружить общее.
1. Укажите варианты ответов, в которых даны верные характеристики фрагмента текста. Запишите номера этих ответов.
1) Данный текст относится к художественному стилю, его отличает образность, эмоциональность и метафоричность, что выражается в использовании ярких эпитетов и метафор (например: художественные возможности, изобразительное искусство, отражение действительности, мифологические сюжеты, расширение репертуара и т.д).
2) На синтаксическом уровне текст насыщен сложными предложениями и предложениями с однородными членами, что позволяет вложить бОльший объём информации в каждую фразу.
3) В тексте преобладают именные части речи, бессубъектность изложения достигается путём отказа от личных местоимений 1-го и 2-го лица.
4) Основной функционально-смысловой тип речи, представленный в этом тексте, - описание, так как в нём описываются характерные особенности развития голландского изобразительного искусства 17 века.
5) Данный текст представляет собой монологическое высказывание, адресатом которого является широкий круг искусствоведов и любителей истории искусств.
Ответ: ____________________________________
2. Самостоятельно подберите определительное местоимение, которое должно стоять на месте пропуска в последнем предложении текста. Запишите это местоимение.
Ответ: _________________________________
3. Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приводятся значения слова КАРТИНА, выделенного в конце первого абзаца. Определите значение, в котором это слово употреблено в тексте. Выпишите цифру, соответствующую этому значению в приведённом фрагменте словарной статьи.
КАРТИНА, ы, ж.
1. Произведение живописи. Картины русских художников. Развесить картины.
2. Изображение чего-н. в художественном произведении. Картина быта.
3. То, что можно видеть, обозревать или представлять себе в конкретных образах. Картины детства.
4. Вид, состояние, положение чего-н. (книжн.). Картина запустения.
5. Подразделение акта в драме. Пьеса в трёх действиях, семи картинах.
6. Разг. То же, что кинофильм [Дети] были в восторге от картины, где все время шла война, и ночью несколько раз просыпались от страшных снов, так что я решила водить их теперь только на веселые фильмы.
Ответ: _________________________________
Желаю удачи. Алгоритм выполнения первого задания в следующей публикации:
Для тех, кто хочет прорешать мой тематический вариант целиком (я пыталась сделать его сложным), оставляю ссылки на публикации:
Другие публикации, посвящённые заданию 1, можно найти здесь: