И вновь прогресс шагает быстрее, чем норма права его регулирующая.
Гражданин К. и гражданка Т. обратились в медицинский центр с просьбой провести процедуру ЭКО. Оба сдали биоматериал. Гражданин К. в своем заявлении попросил произвести консервацию его спермы на год и использовать ее в течение этого срока для оплодотворения Т.
При проведении первой базовой программы ЭКО беременность не наступила. Позже женщина самостоятельно, без участия гражданина К. обратилась и ей провели повторную процедуру. В результате этой процедуры у нее родились две дочери.
Только вот незадача произошла. Гражданин К. судя по всему не планировал принимать участие в воспитании и содержании этих детей. В браке Гражданин К. и гражданка Т. не состояли. Именно по этой причине гражданка Т. обратилась с иском в суд об установлении отцовства и взыскании алиментов.
Гражданин К. такому повороту, судя по всему, был не рад, ибо находился в законном браке с другой дамой и в той семье дети у него уже имелись.
Суд первой инстанции отказал в иске и согласился с доводами гражданина К., который указал, что он является донором генетического материала, не оспаривает этот факт, но обязательств по участию в воспитании и содержании детей он не давал и считает, что родительские права и обязанности при таком положении дел у него не возникают.
Вторая инстанция (апелляция) решила, что все же участвовал гражданин К. как партнер истца в программе ЭКО и родительские права, и обязанности у него все же возникли.
Точку в этом споре поставил Верховный Суд РФ, который указал, что рождение ребенка с использованием одинокой женщиной донорского генетического материала не влечет за собой установления родительских прав и обязанностей между донором и ребенком.
Указанное обстоятельство не зависит от того, известна ли личность донора родителям. Поэтому не могут быть удовлетворены иски об установлении отцовства в отношении донора.
Суд так же обратил внимание на тот факт, что в заявлении донора на криоконсервацию одновременно подчеркнуты два взаимоисключающих пункта: «я обязуюсь взять» и «не обязуюсь взять» все права и обязанности родителя в отношении будущего ребенка. Это не позволяет сделать вывод о согласии мужчины на принятие соответствующих прав и обязанностей.
Вот такая история. Вывод простой. Если мужчина и женщина, которые идут на процедуру искусственного оплодотворения не состоят в браке, то права и обязанности нужно четко прописать в договоре, чтобы избежать вот такого неловкого момента.
#семья #родители #дети #закон #адвокат