Король франков, первый император Запада после 476 г., мудрейший правитель и сторонник просвещения – такие слова, рисующие величественный образ, приходят в голову при произнесении имени Карл Великий (апреля 742/747 г. или 748 г. — 28 января 814 г.)
В современной исторической науке личность Карла Великого подробно разобрана, и смело можно утверждать, что этот человек создал первую империю в центре Европы после падения Рима, стал инициатором локального этапа просвещения, при котором заметно вырос уровень грамотности и общей культуры франкского общества и был верным воином христианской веры, который привнес в лоно западной церкви множество новых народов.
При таком монументальном значении личность Карла стала поистине легендарной практически сразу после его смерти, а с течением веков легенды сделали великого франкского императора совершенно другим человеком, который уже мало чем был похож на реального исторического героя, за исключением его беспрекословного величия.
Но теперь я, пожалуй, перейду к одному спорному вопросу, который все-таки существует в историографии, посвященной изучению жизни Карла Великого и его свершений.
Этим вопросом станем «Кем же все-таки был Карл Великий? Правителем, который завоевал множество земель, но при этом остался по масштабам своего мышления королем одной страны? Великим императором с монументальными задачами, который стремился восстановить могущество Рима? Или же Карл был всего лишь жестоким завоевателем, коих история знает не мало, после смерти которого вся его империя как колосс на глиняных ногах рухнула?».
Именно такие позиции оценки всей деятельности Карла Великого существуют в историографии.
Так, в работах «Цивилизация средневекового Запада» и «Герои и чудеса средних веков» французского историка Ж. Ле Гоффа Карл Великий оценен по достоинству как великий правитель, который пытался объединить Европу в рамках франкского мира (германского мира), однако эта задача не была достигнута именно из-за его наследников, которые не смогли осуществить монументальную цель удержать и добиться процветания для завоёванных земель.
Однозначное величие всех действий Карла признают средневековые писатели: личный биограф Карла Эйнхард, а также монах-бенедиктинец Санкт-Галленского монастыря Ноткер Заика, но и, конечно, образ Карла в песнях о деяниях или жестах, который при этом мало нас должен интересовать, т. к. слабо связан с реальным Карлом Великими.
Что же касается представления о Карле как о безжалостном завоеватели совсем без цели, то такие идеи были недолго популярны в 30 – 40 – ых гг. прошлого века в Германии, что связано с идеями национал-социализма, в рамках которых Карл одновременно рассматривался немецкой историографией того времени и как враг немецкого народа, так и величайшей правитель из живших в Европе.
После представления этих позиций на роль в истории и оценок политики Карла Великого я выскажу свое мнение на эту проблему. Я определенно считаю, что Карл был одной из самых выдающихся личностей в эпоху раннего средневековья в Европе, он стремился создать стабильную империю нового типа в Европе, однако его предприятие не увенчалось успехом, что отчасти связано с характером его политических действий, которые все еще были на уровне правителя эпохи варварских правд в Европе (V-VII вв.).
Такой же позиции на роль императора франков в истории придерживается российский ученый А. Левандовский и отчасти французский историк С. Лебек.
Подробнее о моей позиции про империю Карла Великого в следующих статьях.
#история #история средневековья #средние века #личности #личности в истории #наука #наука и образование