Найти тему

Основы маркетинга

Введение. Основные понятия.

Вопросы:

  1. Понятие маркетинга: маркетинг как концепция маркетинга и экономическая концепция? (определения, функции, принципы, цели)
  2. Концепция управления маркетинга?
  3. Категориальный аппарат маркетинга?
1.

Определения:

Маркет- рынок, маркетинг- рынковедение

Маркетинг1- вид управленческой деятельности, направленный на удовлетворение нужд и потребностей посредством обмена (Филип Котлер)

Маркетинг2- система организации и управления деятельностью фирмы, ориентированная на требования рынка (Жак-Жак Ламбен)

Маркетинг3 - концепция управления бизнесом

Функции маркетинга:

Аналитическая:

  • изучение рынка как такового;
  • изучение потребителей;
  • изучение фирменной структуры рынка;
  • изучение товара;
  • анализ внутренней среды предприятия

Производственная:

  • организация производства новых товаров;
  • организация материально-технического обеспечения;
  • управление качеством и конкурентоспособностью продукции
-2

Сбытовая:

  • организация системы товародвижения;
  • внедрение целенаправленной товарной политики;
  • организация сервиса;
  • внедрение целенаправленной сбытовой политики
-3

Управления и контроля:

  • планирование маркетинговой деятельности;
  • организация маркетинговой деятельности;
  • информационное обеспечение;
  • контроль маркетинговой деятельности
-4

Принципы:

  1. Изучение спроса и анализ конъектуры (ситуации на) рынка(е)
  2. Создание ценности для потребителя (качество, бренд, экопродукт, цена)
  3. Воздействие на рынок с помощью комплекса маркетинга

Цели:

  1. Обеспечение лучшего качества жизни
  2. Обеспечение максимальной продажи
  3. Получение прибыли
  4. Экологичность
  5. Рациональность
  6. Решение социальных проблем и т.д.
2.

Концепции управления маркетингом:

  1. Совершенствование производства (конец 19 века) – увеличение объемов выпускаемого товара (спрос опережает предложение)
  2. Совершенствование товара (1905-1933)- улучшение качества товара, его эксплуатационных характеристик и свойств, уникальность (предложение опережает спрос)
  3. Совершенствование системы сбыта- насыщенный рынок- коммуникация (показать продукт, рассказать о нем информацию, прорекламировать)
  4. Совершенствование традиционного маркетинга (1950-1970) – анализ целевых рынков, их нужды и потребности
  5. Совершенствование социально-этического маркетинга (ССС) (1975-1980)- здоровье людей, ориентированность на ожидание потребителя, соответствие законодательства и норм, сохранение и закрепление уровня благополучия
  6. Партнерские отношения- компания должна учитывать все детали взаимоотношения с потребителями и партнерами, ориентируясь при этом на выстраивание долгосрочных взаимоотношений с ними. Непрерывный процесс определения потребностей и создания новых ценностей, совместно с индивидуальными покупателями, а затем совместного получения и распределения выгоды от этой деятельности между участниками взаимодействия. Индивидуальные покупатели-партнеры (20% постоянных клиентов приносит 80% прибыли организации. Закон Парето)
  7. Холистический маркетинг (2006)- всеобъемлющий (комплексный) подход
3.

Основные термпины маркетинга:

-5

  1. Нужда (Решение проблемы, а не нужда в товаре. Пример: нужна не дрель, а дырка в стене; не косметика, а реакция окружающих)
  2. Потребность (Субъективная нужда. Пример: отдых у всех бывает разный: спорт, сон, еда, отпуск и т.д.)
  3. Запросы, рыночный спрос (Запрос-спрос. Пример: Запрос: отдых, спрос: ресурсы (деньги,билеты,одеждаи т.д.)

Состояние спроса:

  • Отрицательный спрос —стратегия конверсионного маркетинга (изменение мнения покупателя о товаре, аргументы, необходимость продукта, толчок к покупке)
  • Отсутствие спроса- система стимулирующего маркетинга (нахождение способов развития и стимулирование спроса на продукцию и услугу в условиях отсутствия спроса на них)
  • Потенциальный спрос- стратегии развивающегося маркетинга (интернационализации, глобализации, кооперации, сегментирование, диверсификация)
  • Падающий спрос- стратегия ремаркетинга (выбор способа настройки рекламы, дающего возможность персонализировать коммуникацию с пользователем, который был на сайте, но каким-то образом не совершил целевое действие. Ремаркетинг позволяет напомнить человеку о предложении и подтолкнуть его снова посетить портал, чтобы совершить покупку)
  • Нерегулярный спрос- стратегия синхромаркетинга (маркетинг, применяющийся в условиях нерегулярного спроса при торговле товарами сезонного потребления, либо подверженным иным циклическим или непредсказуемым спадам конъюнктуры)
  • Полноценный спрос- стратегия поддерживающего маркетинга (вид маркетинга, применяемый в условиях стабильного спроса, в устоявшейся конкурентной среде. Иными словами, предприятие удовлетворяет уровень, объемы и эффективность продаж. Данный вид маркетинга используется в ситуации равновесия уровня спроса в отношении к уровню производственных возможностей компании.)
  • Чрезмерный спрос- стратегия демаркетинга (это вид маркетинга, направленный на снижение спроса среди всей целевой аудитории или определенных ее групп.)
  • Нерациональный спрос- стратегия противодействующего маркетинга (вид маркетингового движения, основной задачей которого является убеждение целевой аудитории отказаться от конкретного товара)

4. Ценности (предпочтения, установки-выбор)

Виды ценностей:

  • Функциональная-воспринимаемая полезность, присущая альтернативе вследствие ее способности служить утилитарному предназначению (Качество-лучше чего-либо)
  • Социальная- воспринимаемая полезность, присущая альтернативе вследствие ее ассоциации с одной или несколькими социальными группами (Бренд)
  • Эмоциональная- воспринимаемая полезность, присущая альтернативе вследствие ее способности вызвать чувства (покупка одинаковых предметов из-за красоты)
  • Понятийная- воспринимаемая полезность, присущая альтернативе вследствие ее способности создавать новизну, удовлетворять тягу к знаниям (оригинальность)
  • Условная- воспринимаемая полезность, присущая альтернативе вследствие конкретной ситуации или контекста, в котором оказывается принимающее лицо (экстренная ситуация)

5. Товар

6. Рынок- совокупность потенциальных потребителей

  • В2С- рынок конечных потребителей (покупают для личного, семейного использования)
  • В2В-деловой рынок (перепродажа с выгодой, использование в техническом процессе)
  • В2G- государственные учреждения (безвозмездные продажи, оплата из бюджета разных уровней, продажа товаров или услуг государству)

Закон Парето или принцип 80 на 20

Принцип 80/20 гласит, что небольшая доля причин, вкладываемых средств или прилагаемых усилий, отвечает за большую долю результатов, получаемой продукции или заработанного вознаграждения. Например, на получение 80% результатов у вас уходит 20% всего затраченного времени. Выходит, что на практике 4/5 приложенных вами усилий (немалая доля) почти никак не влияет на результат.

Принцип 80 на 20 утверждает, что диспропорция является неотъемлемым свойством соотношения между причинами и результатами, вкладываемыми и получаемыми средствами, прилагаемыми усилиями и вознаграждением за них. Выражение «80/20» хорошо описывает данную диспропорцию: 20% вложенных средств приносят за 80% отдачи; 80% следствий проистекают из 20% причин, 20% усилий дают 80% результатов.

Множество примеров, подтверждающих справедливость Принципа 80/20, можно найти в области бизнеса. 20% ассортимента продукции дают обычно 80% от общего объема продаж в денежном выражении, то же самое можно сказать о 20% покупателей и клиентов. Кроме того, 20% ассортимента продукции или 20% покупателей обычно приносят компании 80% прибыли.

Возьмем наше общество. 20% преступников совершают 80% преступлений; 20% водителей виновны в 80% дорожно-транспортных происшествий; 20% вступивших в брак ответственны за 80% разводов (те, которые постоянно то вступают в брак, то разводятся, сильно искажают статистику, что дает пессимистично-однобокую картину нестабильности заключаемых браков). Наконец, 20% детей используют 80% возможностей, предоставляемых системой образования в данной стране.

Даже дома: на 20% ваших ковров приходится 80% воздействий, ведущих к их износу. 80% всего времени вы носите 20% имеющейся у вас одежды. 80% всех ложных тревог при срабатывании противоугонной сигнализации вызывается 20% возможных причин.

Открытие Вильфредо Парето называли по-разному, в том числе принципом Парето, законом Парето, правилом 80/20, принципом наименьшего усилия, принципом Дисбаланса.

Дополнительные материалы:

1.3. Функции маркетинга — Маркетинг-ТУТ (marketing-tut.ru)