Давайте-ка мы сегодня поговорим о чём-то действительно массивном. О том, что должно вызывать страх и ужас одним своим видом.
Штуку, идеально подходящую под это описание, я встретил во время посещения «Музея Победы» на Поклонной горе в Москве.
То что вы видите на фотографиях называется артиллерийской железнодорожной платформой ТМ-1-180. Такие орудия активно использовались во время Великой отечественной войны.
1920-30-е годы были расцветом тяжёлой крупнокалиберной железнодорожной артиллерии. Не остался в стороне и Советский Союз, разработавший сразу несколько подобных конструкций.
Самой массовой была установка ТМ-1-180. Индекс расшифровывается как «транспортер морской, модель первая, калибр 180 мм».
Но почему морской, если транспортёр железнодорожный? Оказывается, изначально планировалось использовать такие орудия прежде всего для береговой обороны.
Разработка ТМ-1-180 началась на Ленинградском металлическом заводе в 1931 году, а к началу Великой Отечественной войны было изготовлено уже 20 установок из которых сформировали 5 батарей по 4 орудия в каждой.
Характерной особенностью ТМ-1-180 была возможность вести круговой обстрел прямо с путей.
Для этого между рельсами на шпалы укладывались специальные бруски, а сама платформа фиксировалась восемью стальными упорами.
На фотографии ниже можно увидеть два из таких брусков в сложенном виде: они проходят вдоль железнодорожной тележки.
Время перехода из транспортного положения в боевое составляло около часа.
180-мм орудие Б-1-П разработал другой ленинградский завод «Большевик».
Пушка имела двухтактный поршневой затвор типа Vickers с открыванием рамы затвора вверх.
Вращающуюся часть, в которой установлена пушка Б-1-П, взяли у берегового стационарного орудия МО-1-180 и защитили бронелистами.
Для подачи боеприпасов к орудию транспортер снабдили снарядной платформой, по периметру которой катались 4-снарядные тележки с лотками для боеприпасов.
Боеприпасы подавались из так называемых вагонов-погребов, расположенных спереди и сзади от транспортёра.
Интересно, что транспортёр имел собственный двигатель для перемещения на небольшие расстояния.
Через 3-4 минуты после прекращения стрельбы ТМ-1-180 должен был покинуть позицию, чтобы не попасть под ответный обстрел.
Мог даже стрелять с закрытых огневых позиций благодаря установленным приборам прицеливания и наблюдения.
Основной же движущей силой были самые разные советские паровозы.
В основном, железнодорожные батареи строились для борьбы с флотом противника.
На побережье, вблизи военно-морских баз, оборудовались специальные огневые точки с прочным бетонным основанием, дальномерами и погребами боезапасов.
Вот только с боевыми кораблями эти артиллерийские установки ни разу не воевали, а вот сухопутные бои вели. Например, внесли заметный вклад в оборону приморских городов, в том числе Ленинграда.
Также транспортеры ТМ-1-180 привлекались для разрушения вражеских укреплений на Карельском перешейке в ходе советско-финляндской войны 1939-1940 годов.
Установки ТМ-1-180 оставались на вооружении СССР до 1961 года, хотя по другим данным не менее 13 установок находилось на вооружении военно-морского флота в 1984 году.
В настоящее время ТМ-1-180 можно увидеть в трёх местах: на Поклонной горе в Москве, на форте «Красная Горка» под Питером и в Севастополе.
Экземпляр «Парка Победы» на Поклонной горе входил в состав 12-ой батареи и служил на эстонском полуострове Пакри, прикрывая вход в Таллин.