Найти в Дзене
ГОРОД МОТОРОВ

Гигантская артиллерийская железнодорожная платформа ТМ-1-180. Создавалась для обстрела кораблей, но ни разу этого не делала

Давайте-ка мы сегодня поговорим о чём-то действительно массивном. О том, что должно вызывать страх и ужас одним своим видом.

Штуку, идеально подходящую под это описание, я встретил во время посещения «Музея Победы» на Поклонной горе в Москве.

То что вы видите на фотографиях называется артиллерийской железнодорожной платформой ТМ-1-180. Такие орудия активно использовались во время Великой отечественной войны.

Фото автора. Город Моторов
Фото автора. Город Моторов

1920-30-е годы были расцветом тяжёлой крупнокалиберной железнодорожной артиллерии. Не остался в стороне и Советский Союз, разработавший сразу несколько подобных конструкций.

Самой массовой была установка ТМ-1-180. Индекс расшифровывается как «транспортер морской, модель первая, калибр 180 мм».

Но почему морской, если транспортёр железнодорожный? Оказывается, изначально планировалось использовать такие орудия прежде всего для береговой обороны.

Фото автора. Город Моторов
Фото автора. Город Моторов

Разработка ТМ-1-180 началась на Ленинградском металлическом заводе в 1931 году, а к началу Великой Отечественной войны было изготовлено уже 20 установок из которых сформировали 5 батарей по 4 орудия в каждой.

Характерной особенностью ТМ-1-180 была возможность вести круговой обстрел прямо с путей.

Для этого между рельсами на шпалы укладывались специальные бруски, а сама платформа фиксировалась восемью стальными упорами.

На фотографии ниже можно увидеть два из таких брусков в сложенном виде: они проходят вдоль железнодорожной тележки.

Время перехода из транспортного положения в боевое составляло около часа.

Фото автора. Город Моторов
Фото автора. Город Моторов

180-мм орудие Б-1-П разработал другой ленинградский завод «Большевик».

Пушка имела двухтактный поршневой затвор типа Vickers с открыванием рамы затвора вверх.

Вращающуюся часть, в которой установлена пушка Б-1-П, взяли у берегового стационарного орудия МО-1-180 и защитили бронелистами.

Для подачи боеприпасов к орудию транспортер снабдили снарядной платформой, по периметру которой катались 4-снарядные тележки с лотками для боеприпасов.

Боеприпасы подавались из так называемых вагонов-погребов, расположенных спереди и сзади от транспортёра.

Фото автора. Город Моторов
Фото автора. Город Моторов

Интересно, что транспортёр имел собственный двигатель для перемещения на небольшие расстояния.

Через 3-4 минуты после прекращения стрельбы ТМ-1-180 должен был покинуть позицию, чтобы не попасть под ответный обстрел.

Мог даже стрелять с закрытых огневых позиций благодаря установленным приборам прицеливания и наблюдения.

Фото автора. Город Моторов
Фото автора. Город Моторов

Основной же движущей силой были самые разные советские паровозы.

В основном, железнодорожные батареи строились для борьбы с флотом противника.

На побережье, вблизи военно-морских баз, оборудовались специальные огневые точки с прочным бетонным основанием, дальномерами и погребами боезапасов.

Вот только с боевыми кораблями эти артиллерийские установки ни разу не воевали, а вот сухопутные бои вели. Например, внесли заметный вклад в оборону приморских городов, в том числе Ленинграда.

Также транспортеры ТМ-1-180 привлекались для разрушения вражеских укреплений на Карельском перешейке в ходе советско-финляндской войны 1939-1940 годов.

Фото автора. Город Моторов
Фото автора. Город Моторов

Установки ТМ-1-180 оставались на вооружении СССР до 1961 года, хотя по другим данным не менее 13 установок находилось на вооружении военно-морского флота в 1984 году.

В настоящее время ТМ-1-180 можно увидеть в трёх местах: на Поклонной горе в Москве, на форте «Красная Горка» под Питером и в Севастополе.

Экземпляр «Парка Победы» на Поклонной горе входил в состав 12-ой батареи и служил на эстонском полуострове Пакри, прикрывая вход в Таллин.

Финские артиллеристы у трофейной советской 180-мм железнодорожной установки ТМ-1-180
Финские артиллеристы у трофейной советской 180-мм железнодорожной установки ТМ-1-180