Здравствуйте, товарищи!
15 Августа 2021 года на сайте ИА Красная весна вышла статья Алексея Бурлаченко «Штурмуя невозможное. Почему Фиделя Кастро волновал образ Дон Кихота». В своей работе автор упомянул, какой огромный след оставлял роман «Хитроумный идальго Дон Кихот Ламанчский» в жизни людей, которые его прочитали. Например, Бурлаченко приводит характеристику, данную роману Сервантеса Достоевским: «Во всём мире нет глубже и сильнее этого сочинения. Это пока последнее и величайшее слово человеческой мысли…». Большую часть своего текста Алексей посвятил роли романа в жизни Фиделя Кастро, в частности, приводятся слова Оливера Стоуна о Кастро: «…Кастро один из великих мудрецов мира, как бы оживший Дон Кихот. Я восхищаюсь его решительностью, верой в себя и честностью». Анализируя фигуру Кастро, Алексей Бурлаченко приходит к выводу, что, возможно, для лидера Кубы, Дон Кихот олицетворял преодоление невозможного, чем большую часть жизни и занимался Кастро.
После этого я не мог не прочитать это знаменитое произведение Сервантеса. 2 тома «Дон Кихота» я прочитал на одном дыхании, а главный герой вызывал у меня огромную симпатию на протяжении всего произведения. Его готовность жить «по рыцарской правде», не считаясь с несоответствием окружающего мира этой правде, стойко перенося все трудности и боль (как физическую, так и душевную) вызывали уважение и восхищение. Кстати, большинство других героев Сервантеса, также испытывают к «рыцарю печального образа» очень тёплые чувства, несмотря на то, что почти все считают его сумасшедшим.
Читая материалы о книге, я узнал о «литературном диалоге», который вёл с Сервантесом Достоевский (). Фёдор Михайлович в своём романе «Идиот» также пытался определить границы земной власти человека, ставящего своей задачей индивидуальными усилиями и личным примером переделать мир, превратить его из злого в хороший, преобразить ад в рай. Дон Кихот и князь Мышкин стремятся спасать души и тела своих ближних, “воскрешать” их, восстанавливать справедливость, помогать страдающим и обиженным. При этом они отдаются своей миссии беззаветно, вплоть до готовности “пожертвовать собой”. При этом ни один ни другой своей цели не достигают, а Дон Кихот перед смертью вообще отрекается от рыцарских романов и рыцарских идеалов.
Интересную трактовку произведения Сервантеса я увидел на канале Белинского. Блогер утверждает, что каждый человек может прочитать в «Дон Кихоте» что-то своё. В нём можно увидеть, например: сатиру на рыцарские романы (а они были очень популярны во времена Сервантеса), великую трагедию (ведь в конце романа Дон Кихот отрекается от своих идеалов), героизм отдельно взятой личности, идущей наперекор жизненным обстоятельствам (как писал выше, Дон Кихот на протяжении обоих романов постоянно попадает в очень «болезненные» - и в прямом и в переносном смысле этого слова – жизненные ситуации), осуждение власть имущих, направляющих подданных к заведомо ложным целям (вспомним герцога и герцогиню из второй части, которые рассматривая Дон Кихота как безумца, всячески подыгрывают его «сумасбродствам» для собственного развлечения). В общем, «крупное художественное произведение, входящее в “большое время”, обогащается “новыми значениями, новыми смыслами”, все более раскрывая заложенное в нем содержание».
Перенесусь в наше время и попробую понять, что же можно увидеть в этом романе нам, людям 21 века. 30 лет назад наша Родина потерпела катастрофическое поражение. Для очень многих людей, то, что произошло с СССР личная трагедия. Ушли благостные советские времена (тот самый золотой век рыцарства, о котором постоянно рассуждает Дон Кихот), а на смену им пришли тёмные времена дикого капитализма и духовного обнищания (времена исчезновения истинного рыцарства о чём также говорит главный герой Сервантеса), за которыми может наступить уже совершенно адская эпоха «высокотехнологичного, цифрового концлагеря», в котором уже даже не будет человека, а будут «человекоподобные существа». Этот мир прекрасно описан в произведении Олдоса Хаксли «Дивный новый мир»; рекомендую к прочтению.
В наступающей чёрной эре (если её не остановить) не будет уже ничего, что мы любим и, пока, имеем: семьи и детей, человеческого развития, духовной жизни… Вся та мерзость, которая активно внедряется в человеческое бытие (дистанционное обучение, ЛГБТ пропаганда, разрушение института семьи, культ потребления и прочая гадость) это и есть та среда, в которую могут погрузиться люди 21 века в ближайшем будущем. Соответственно в Дон Кихоте я вижу символ яростного неприятия того, что противоречит светлым идеалам. Пускай мир прогнулся под «новую реальность», это не значит, что под неё должен прогибаться лично ты. Но что же нам делать, чтобы не повторить судьбу странствующего рыцаря? Ведь его усилия оказались тщетными и закончились великим разочарованием в идеалах прошлого, а мы хотим вернуть советскую эпоху, а не войти в историю, как чудаки, борющиеся с «неизбежным постмодерном» (ветряными мельницами).
1. Мы должны адекватно оценивать окружающую действительность. Рыцарю печального образа всё время мешало то, что он пытался втиснуть окружающую действительность в свою картину мира. Не надо стараться объяснять всё происходящее вокруг, используя «Капитал» Карла Маркса. Тогда мы увидим истинных «чудовищ», а не будем бросаться на «ветряные мельницы» 21-го века (например, как я уже писал, современный капиталист-производственник, связывающий своё будущее с Россией нам не враг, а какой-нибудь западный НКО, тихо подтачивающий наши основы, пусть и под коммунистической маской - враг). Для полного понимания о чём я говорю, можно посмотреть хотя бы несколько передач Сергея Ервандовича Кургиняна из цикла «Измена под красной маской». Кстати, опять же напрашивается аналогия некоторых современных леваков с герцогом и герцогиней из второй части Дон Кихота. Как первые, так и вторые, произнося вещи, соответствующие «рыцарским понятиям» в 16-ом веке или «марксистскому учению» в 21-ом, в лучшем случае выставляют свою жертву на посмешище, а в худшем могут вообще погубить её.
2. Окружающее нас общество тем более нуждается в адекватной оценке. Также как Дон Кихот не был окружён рыцарями, вокруг нас нет «коммунистов с пламенными сердцами», готовых пожертвовать жизнью во имя «мировой революции». И это не повод на всех обидеться, попрятаться по «марксистским кружкам» и ждать, когда же исторические процессы приведут к появлению коммунистического «СССР 2.0» (а на самом деле, вместо этого, загонят людей в концлагерь «дивного нового мира»). Со всеми здоровыми силами, разделяющими просто традиционные ценности, как внутри России, так и за её пределами необходимо сотрудничать; по итогам может получиться удивительная (на самом деле нет) картина: новый советский проект бок о бок будут строить религиозные люди и коммунисты, монархисты и сторонники выборной демократии, владельцы предприятий и их подчинённые. Посмотрите какие разные течения объединились в борьбе, например, против принудительной тотальной вакцинации.
3. Давайте трезво оценивать себя и свои возможности. «Весь мир насилья до основания» мы сейчас не разрушим, а вот сохранить хотя бы в своём ближнем кругу советские идеалы сможем, и, опираясь на них будем добиваться больших и малых побед. Они у нас уже есть, а при продолжении работы их будет больше. Весь мой жизненный опыт говорит об этом, и об этом же поёт в своей песне «Брестские Крепости» Ильяс Аутов.
В заключении, хотел бы напомнить, что евреи говорили друг другу «Бешана абаа бирушалаим!» («В следующем году — в Иерусалиме!») в течение тысячелетий. Как мы теперь знаем, в итоге, они построили государство Израиль именно там, где и планировали, и их потомки таки увиделись в Иерусалиме и теперь там живут в соответствии со своими представлениями о добре и зле. Я верю, что если будем работать над своей мечтой, пусть не мы, но хотя бы наши потомки будут жить в новом советском государстве, а не в «дивном новом мире» Хаксли. Последние события говорят о том, что появление нового СССР будет возможно гораздо раньше, чем мы ожидали. Так что «работаем братья и сёстры!» - великая литература нам в помощь.
P.S. В статье Алексея Бурлаченко упоминается, что Фидель Кастро считал культуру щитом и мечом нации; кубинский лидер был уверен, что для революции она важнее, чем оружие. Это действительно так. Посмотрите, сколько всего можно открыть для себя, в том числе и в современной жизни, общаясь с прекрасным (в данном случае, прочитав «Дон Кихота» Сервантеса). И становится абсолютно очевидным замысел наших реформаторов-дебилизаторов из министерства образования, на каждом углу жужжащих, что «классическая литература устарела», что «детям тяжело воспринимать классические произведения», что «школьную программу по литературе надо пересмотреть»… Они просто хотят выбить у нас из рук мощное оружие, которое делает нас людьми, а не биомассой. Читайте классику, она защитит нас от врагов и поможет реализовать наши самые смелые мечты.