Найти тему
zorkinadventures

Как появилась Европа: чьи доисторические гены перешли в наследство европейцам? Генетики провели масштабное исследование

ДНК, извлеченная из костей и зубов наших далеких предков, позволяет понять, как менялся со временем этнический состав населения.  Фото: Реми Бенали
ДНК, извлеченная из костей и зубов наших далеких предков, позволяет понять, как менялся со временем этнический состав населения. Фото: Реми Бенали

Еще немного про темы, которыми занимается National Geographic Россия: вот, например, расследование Эндрю Карри, основанное новых генетических исследованиях остатков обитателей древних поселений. Они показывают, что показывают, что Европа долгое время была плавильным котлом для переселенцев из Африки, с Ближнего Востока, а также из степей на территории современных России и Украины.

"Сегодня ученые намного лучше знают, кто такие европейцы и каково их происхождение. Исследования показывают, что Европа стала плавильным котлом еще в ледниковый период. В жилах нынешних европейцев, в каких бы странах они ни проживали, течет – смешанная в разных пропорциях – кровь их древних предков, пришедших из Африки, Восточной Европы и с Ближнего Востока. Такие данные были получены в результате изучения археологических артефактов, анализа древних зубов и костей, а также благодаря лингвистическим исследованиям. Но главную роль сыграла палеогенетика: за последнее десятилетие ученые смогли секвенировать полные геномы людей, живших десятки тысяч лет назад.

Анализ генома древних людей позволяет получить те же данные, что и современные наборы для анализа ДНК, но только для тех представителей рода человеческого, которые умерли задолго до изобретения письменности, колеса или гончарного круга. Генетическая информация полна на удивление: обо всем, от цвета волос и глаз до непереносимости лактозы, можно узнать, имея в распоряжении менее 40 миллиграммов кости. И полученные результаты позволяют делать обоснованные предположения о происхождении наших предков и об их путешествиях.

Итак, сегодня, в эпоху споров о мигрантах и границах, наука доказывает: Европа всегда была континентом переселенцев. «Люди, живущие в том или ином уголке Европы, не являются потомками тех, кто жил там изначально, – говорит палеогенетик из Гарвардского университета Дэвид Рейх. – Коренного населения не существует. Каждый, кто ратует за расовую чистоту, должен понимать, что такой подход бессмыслен».

32 года назад изучение ДНК современных людей помогло установить, что у всех нас общие корни: все люди, живущие за пределами Африки, происходят от тех, кто покинул этот континент. Около 45 тысяч лет назад эти люди двинулись в Европу, пройдя через Ближний Восток. Изучение их ДНК показало: первых мигрантов отличали темная кожа и, возможно, светлые глаза.

Европа тогда была не самым подходящим для жизни местом. Часть континента оставалась покрыта мощными ледяными щитами. Там, где было достаточно тепло, развивалась жизнь. Были там и другие люди, не такие, как мы: неандертальцы. Их предки вышли из Африки на сотни тысяч лет раньше и уже приспособились к холодным и суровым условиям.

Первые европейцы современного типа, охотники и собиратели, небольшими кочевыми группами расселялись вверх по рекам, таким как Дунай, и дальше, в глубь Западной и Центральной Европы. Тысячи лет их присутствие было почти незаметно. Их ДНК показывает, что они скрещивались с неандертальцами, и сегодня около двух процентов европейского генома состоит из ДНК неандертальцев.

Древние изображения, высеченные на скалах в Швеции (в наши дни подкрашенные, чтобы их было лучше видно) – свидетельства культурных изменений, привнесенных разными переселенцами, начиная с охотников-собирателей, пришедших из Африки в ледниковый период и последовавших на север за отступающими ледниками. Их ДНК до сих пор сохраняется у современных европейцев, в особенности у тех, что живут на юге Прибалтики. Фото: Реми Бенали
Древние изображения, высеченные на скалах в Швеции (в наши дни подкрашенные, чтобы их было лучше видно) – свидетельства культурных изменений, привнесенных разными переселенцами, начиная с охотников-собирателей, пришедших из Африки в ледниковый период и последовавших на север за отступающими ледниками. Их ДНК до сих пор сохраняется у современных европейцев, в особенности у тех, что живут на юге Прибалтики. Фото: Реми Бенали

Поскольку в Европе того времени еще не закончился ледниковый период, люди держались на свободном ото льда юге. По некоторым оценкам, около 27000 лет назад их могло быть не больше тысячи. Они охотились на крупных млекопитающих, таких как мамонты, лошади, северные олени и предки современных коров – туры (на стенах пещер остались нарисованные и высеченные великолепные изображения этих зверей).

Около 14500 лет назад, когда в Европе началось потепление, люди двинулись за отступающими ледниками на север. В последующие тысячелетия они стали пользоваться более сложными каменными орудиями и строить деревни.

ДНК, извлеченная из костей и зубов наших далеких предков, позволяет понять, как менялся со временем этнический состав населения. Когда стоимость секвенирования ДНК упала, ученые из лабораторий, подобных этой, расположенной в Йене (Германия), получили возможность проследить древние пути миграции. Фото: Реми Бенали
ДНК, извлеченная из костей и зубов наших далеких предков, позволяет понять, как менялся со временем этнический состав населения. Когда стоимость секвенирования ДНК упала, ученые из лабораторий, подобных этой, расположенной в Йене (Германия), получили возможность проследить древние пути миграции. Фото: Реми Бенали

Такую рыбацкую деревню эпохи мезолита в 1960-х годах сербские археологи обнаружили на крутых скалах в излучине Дуная, недалеко от одной из самых узких теснин реки. Это хорошо обустроенное поселение, известное сегодня как Лепенский-Вир, возникло около 9000 лет назад, а проживало в нем около ста человек. «70 процентов рациона здешних обитателей составляла речная рыба, на что указывают многочисленные рыбьи кости, – говорит Владимир Нойкович, директор сербского музея. – Они жили здесь почти две тысячи лет, пока их не вытеснили земледельцы». Не случайно, наверное, некоторые жилища были украшены резными статуэтками полулюдей-полурыб. Эти скульптуры пучеглазых речных богов по-прежнему присматривают за древними очагами – остатки поселения укрыты павильоном, откуда открывается вид на Дунай.

Равнина Конья в Центральной Анатолии – житница современной Турции, благодатная земля, где порой дождь, стирающий далекие горы на горизонте, можно увидеть задолго до того, как он начнет прибивать пыль у ваших ног. «Люди облюбовали эти места со времен зарождения земледелия», – рассказывает археолог из Ливерпульского университета Дуг-лас Бэйрд. Более десяти лет он раскапывает здесь доисторическую деревню Бончуклу. Это место, где 10 300 лет назад, в начале эпохи неолита, люди начали выращивать на небольших участках земли полбу и однозернянку, два древних сорта пшеницы, и, вероятно, разводить мелкие стада овец и коз.

За тысячу лет неолитическая революция распространилась на север по Анатолии и Юго-Восточной Европе. И около 6000 лет назад земледельцы и скотоводы населяли уже весь континент.

«С моей точки зрения, новые результаты изучения ДНК подрывают нацистскую концепцию о том, что мы всегда жили здесь и не смешивались с другими народами, – рассуждает Кристиансен из Гётеборга. – Не существует ни датчан, ни шведов, ни немцев. Все мы русские, все мы африканцы».

Тут почитайте еще – "Названы 7 объектов наследия Европы, находящихся под наибольшей угрозой исчезновения"