Рассказываем, как художник создал свой знаменитый рисунок.
Белый голубь с ветвью в клюве упоминается еще в Священных Писаниях. Согласно библейскому сюжету, после Всемирного потопа Ной выпустил из ковчега голубя, чтобы узнать, ушла ли вода. Ответ оказался положительным – птица возвратилась к нему, держа в клюве масличный лист. Фактически это означало прекращение божественной кары и примирение Господа с человеком.
Миролюбивая птица фигурирует и в мифах Древнего Рима. Одна из таких легенд рассказывает о голубях богини любви Венеры, которые свили гнездо в шлеме бога войны Марса, заставив его тем самым отказаться от очередного кровопролитного сражения.
Официально в качестве символа мира птица закрепилась на Всемирном конгрессе сторонников мира, проходившем одновременно в Париже и Праге в 1949 году. Всего в нем участвовали свыше 2000 делегатов из национальных и международных организаций. Это были люди разных политических взглядов и религиозных убеждений, разных профессий, культур и традиций, разных статусов и достатка. Но всех объединяло одно – они искренне хотели мира.
Первое слово на конгрессе взял один из основателей движения, профессор и лауреат Нобелевской премии по химии Фредерик Жолио-Кюри: «Мы собрались здесь не для того, чтобы просить мира у сторонников войны, а для того, чтобы навязать им мир». И в этом заключалась главная миссия всех собравшихся. Но миру нужен был свой символ.
В этот же день, когда гуманисты подписывали манифест о мире, в Париже, в мастерской на улице Великих Августинцев, работал художник Пабло Пикассо. Он ждал Луи Арагона – французского поэта и важного участника конгресса, которому он обещал подготовить несколько вариантов для эмблемы миротворческого движения. С собой у художника были сотни рисунков птиц, одной из которых предстояло облететь весь мир. Стать эмблемой конгресса посчастливилось красивому голубю с мохнатыми лапками, сидящему на земле. Оливковой ветви в клюве он не держал – она появится немного позднее на эмблеме. Это был портрет реального голубя – его художнику подарил Анри Матисс.
У Пикассо были особые отношения с птицами. Наверное, поэтому голуби так часто встречаются в творчестве художника. Изображать их Пикассо научился, еще будучи ребенком. В детстве он дорисовывал им лапки на рисунках своего отца, художника Хосе Руиса Бласко, который специализировался именно как анималист-голубятник (у него даже была своя голубятня). А повзрослев, Пабло стал держать птиц у себя дома. И искренне не понимал, почему голубь считается символом мира: он прекрасно видел их своенравный характер и то, какими «жадными и драчливыми» они могут быть.
«Нежность голубки, какая ерунда! Они ведь очень жестокие. У меня были голубки, которые заклевали насмерть несчастную голубку, которая не понравилась им… Они выклевали ей глаза и разорвали на части, это ужасное зрелище! Хорош символ мира!»
И все же нарисовать эмблему для конгресса было для Пикассо огромной честью. Он видел войну своими глазами, когда она пришла в его родную Испанию в 1937 году. И очень боялся, что все когда-нибудь может повториться.
«Я выступаю за жизнь против смерти, я выступаю за мир против войны», – говорил художник.
Уже вечером афиши с голубкой стали развешивать на стенах Парижа. В этот же день Пикассо узнал о рождении своей дочери. Ее он назвал именем Палома, что в переводе с испанского означает, разумеется, «голубка».
Рисунку Пикассо удалось завоевать всеобщую любовь и признание. Плакаты с птицей вскоре стали появляться и в других городах, взывая людей к миру, дружбе и взаимопомощи. В 1949 году в Нью-Йорке голубке присудили памятную медаль Академии изящных искусств Филадельфии. От Филадельфийского музея искусства литография получила мемориальную медаль Пеннелла.
За свою жизнь голубка претерпела множество изменений, ведь для каждого нового конгресса Пикассо рисовал свою «птицу мира». Сначала он вложили в ее клюв цветы, затем отправил ее в полет, разбил на разноцветные осколки, поднял к радуге, посадил на груду сломанного оружия, заключил ее в хоровод. В конце концов голубка эволюционировала в очень простой, лаконичный графический рисунок, понятный всем.
Голубка продолжала летать из страну в страну. Особенно она полюбилась коммунистическим партиям, которые стали использовать птицу в качестве символа своих идеалов. А в Советском Союзе голубь мира стал эмблемой VI Всемирного фестиваля молодежи и студентов, проходившего в Москве в 1957 году. Уже через пять лет Пикассо был удостоен Международной Ленинской премии «За укрепление мира между народами» – во многом благодаря своей голубке.
Автор: Дениза Мацаева