Найти тему
Завуч в теме

9 недостатков ВПР… Точнее, сплошные недостатки. Не понимаю, в чем "плюсы"

Оглавление

Пишу статью по просьбе одной из подписчиц. Поле моей статьи про то, что онлайн обучение бездушно и поэтому не будет успешным, мне пришел вот такой комментарий…

Скрин экрана компьютера
Скрин экрана компьютера

Ситуация

#ВПР проводит вся страна. Тут добавить нечего. Может быть только я несправедлива, и очень плохо отношусь к хорошему, полезному, нужному делу? Или дело это проводится в нашей стране «кверху к.ком» и скорее вредит, чем приносит пользу? Последний недостаток, из перечисленных мною в этой статье, на мой взгляд, самый обидный для, тех, кто честно работает в школе.

Расписание

1. В день написания ВПР, допустим, по математике, такого предмета может и не быть в расписании. Значит, мы, для организации процесса, освобождаем детей от литературы и истории (допустим). В результате страдает прохождение программ по этим предметам-«жертвам».

2. Математику нельзя быть организатором ВПР на математике, историку – на истории и т.д. Летит вообще все расписание! Я должна снять с уроков биолога, географа, учителя ФК… Да любого предмета. У которых в это время может быть в расписании и не 5 #класс, а, допустим, 7 или 9. Вместо этих учителей я направляю на уроки учителей совсем других специализаций. Частенько они даже не знают списочного состава учеников, так как не работают в этой параллели! Получается, что в ВПР «перекроило» расписание не одной параллели, а двух-трех.

3. В понедельник и субботу ВПР проводить нельзя. Первыми и последними уроками проводить нельзя. Соответственно под обязанность быть организатором попадают практически одни и те же люди. Соответственно, у всех параллелей «в пролете» остаются постоянно одни и те же предметы.

Финансы

4. Бумага, картриджи – все должна предоставить #школа. У родителей уже давно никто ничего не просит… Ну, если только у классного руководителя сложились хорошие отношения с родительским комитетом.

Когда говорим об этом, «сверху» нам возражают – школе же выделяются средства на канцтовары? Вот и тратьте эти средства. Мы бы и не против, но распечатывание ВПР съедает столько же офисных ресурсов, сколько мы обычно тратим за год работы. Почему в среднем звене нельзя печатать работы на двух сторонах листа, так же, как и старших классах? Или – две страницы на листе? А еще меня умиляют задания, которые только на полстраницы…

5. Оплата за работу. Мы осуществляем её за счет нашего же премиального фонда. Да, не миллионы – рублей 200 за одни «посиделки». Но что получается в итоге? Один учитель подготовил ребенка, занявшего первое место на областной олимпиаде, и получил 2000 рублей. А другой – 10 раз посидел на ВПР и получил столько же… Победитель олимпиады идет в рейтинг школы, а вот 10 проведенных ВПР - нет.

А если не платить за это – кто вообще будет соглашаться? Да мы и права такого не имеем, так как быть организатором – это НЕ функциональная обязанность учителя.

Сроки

6. Почему ВПР начинаются в марте? Это – начало четвертой четверти. Соответственно, часть материала #дети просто-напросто не успели пройти. Если мы еще учтем разные внезапные карантины и праздничные дни – они по факту успевают пройти программу конца 3 четверти.

К этому добавим, что часть урока мы тратим не на отработку темы, а отработку заданий, типичных для ВПР. Соответственно – уменьшаем объем материала. Почему бы не проводить все эти работы после 20 мая? А еще лучше – после Последнего звонка. Все дети сидят по домам, приходят только те классы, которые пишут ВПР в этот день. Тогда решатся предыдущие проблемы – с расписанием и назначением организаторов. Ах! Ну да, ну да... Там же учителям пора становиться организаторами ОГЭ и ЕГЭ...

7. Сроки печати. Особенно раньше, когда мы были обязаны печатать ВПР в день проведения. Это был кошмар! У нас в параллели по 4 класса. Это 120 работ. Конечно, привлекала и вожатую и классных руководителей, и ВПР ставила на 3-4 урок, чтобы все успеть. Вот честно – абсолютно плев.ть мне было в те дни на «сверхсекретность». А еще круче – когда ВПР и в первой смене и во второй! Слава Богу, наши мольбы были услышаны и теперь можно печать работы накануне…

Фото личное, сфотографировала первый попавшийся буклет, для иллюстрации статьи
Фото личное, сфотографировала первый попавшийся буклет, для иллюстрации статьи

Содержание и учет результатов

8. Не секрет, что многие «натаскивают» детей на эти самые ВПР. Знаю, что в началке есть даже платные курсы. Но есть ли в них толк, если в последнюю минуту могут вставить задания, не заявленные в «образцах» ФИПИ.

Помню, года четыре назад я, как и все, готовила пятиклашек к ВПР по истории. Вторая часть задания, скачанного мною с официального сайта ФИПИ, давала 2 балла и состояла в том, что дети должны были рассказать о памятных местах города или области, имеющих значение для истории страны.

На нескольких уроках тратила время на то, чтобы описать памятники города и области, посвященные ВОВ, развитию культуры страны… Учтем, что в 5 классе «История Древнего мира», и вот как-то не успели египтяне построить пирамиды под Воронежем))) То есть, все эти знания были и есть нужными, конечно. Но к Древнему миру явно притянуты «за уши».

Хорошо, что среди изученных мест оказались памятник Мосину ( изобретатель трехлинейки) и памятник С.Я.Маршаку. Почему хорошо? Потому, что в реальной ВПР задание уже переиначили. Надо было рассказать не о местах, а о людях, внесших свой вклад в развитие страны. Ясное дело, что те, кто учился получше, сориентировались… А некоторые выходили в слезах – они не смогли «переиначить» задание в своих головах. Это же пятый класс…

9. Раздражает учет результатов. Честно! По окончании всех процедур к нам приходят материалы в таблицах. Там указано все – и результаты страны, области, нашей школы… Наиболее «выигрышные» и «проигрышные» задания… Внизу статьи ставлю ссылку на мою статью про ВПР - там я разместила эти самые таблицы.

Куча информации. Нет главного! Начальство! Ау! Ну, пожалуйста, хоть один раз в жизни, видя «проигрышные» задания напишите нам: «Минобразования пришло к выводу, что на такие-то темы отводилось мало времени/нет подробного разъяснения или вообще они отсутствуют в учебниках / и т.д.. В связи с этим, нами было принято решение изменить на следующий год программу или учебник».

Нееет, такого нет! Нам говорят, что результаты - это материал для работы учителя. ОН должен задуматься, почему так плохо научил детей конкретно по вот таким вопросам/заданиям, и они не справились. Фигурально выражаясь, это выглядит так.

"Флаг вам в руки, учителя, ошибки ваши мы выявили – а вы теперь корректируйте программу на следующий год так, чтобы «доучить» в тех местах, где были просчеты.

Желательно учесть, что пупкин, иванько и смирнов не справились здесь; следующие трое - там; еще пять не потянули задание номер такой-то. При этом, помните - вы обязаны организовать индивидуальную образовательную траекторию ученика, с учетом его особенностей!

Но не забывайте – время тратить нельзя, надо и новую программу успеть пройти, чтобы «вписаться» в новый круг ВПР…

Да и вообще! Ты, Мань, такая умная! Придумай, как все это сделать... А мы потом придем с проверкой и найдем, за что тебя наказать"

Это выглядит как издевательство. И над нами, и над детьми и родителями, которые запуганы настолько, что готовы платить деньги тем, кто будет «натаскивать» на ВПР. Хотя, ничего не случиться, если ребенок напишет ВПР на двойку...

Может быть в ваших школах ситуация лучше?

Подписываться на мой канал и ставить ли лайк - это только ваше решение. Поступайте так, как считаете нужным. Здесь я честно рассказываю о том, что происходит в современной школе.