Найти в Дзене

Чем Будда завоевал сердца индийцев и их соседей

Индия у многих ассоциируется с Буддой и им созданной религией. Однако, духовные поиски древних индийцев этим не ограничены. "Просвещённому" предшествовал ещё один человек. В этой статье мы поговорим о них и об их влиянии на жизнь жителей региона. Более того, эти самые реформаторы не были абсолютными новаторами своих идей, а брали основы и редактировали их в попытках решать возникающие общественные противоречия.

Содержание

1. Предпосылки торжества религиозно-философских школ

2. Первый реформатор Махавира

3. Будда

3.1 Учение Будды

3.2 Развитие буддизма

3.3 Восьмеричный путь

3.4 Появление монастырей

4. Итоги

Предпосылки торжества религиозно-философских школ

В ходе
расселения индоариев и их роста во множество различных кланов, упоминающихся в Махабхарате, к VI веку до н.э. сформировалось 16 крупных объединений. Среди них выделились известные Куру, Гандхара, Панчала, участвовавшие в легендарной войне Бхараты. Также выделились Каши, Кошал, Ашуака, Анга и Мадагха. Каши и Кошал воевали против усилившейся Магадхи, которая при царе Бимбисаре поглотила Ангу. Со временем, он смог себе забрать и Кошалу, тем самым строя империю. Чтобы укрепить империю, ему необходимо было бороться с устоями, которые царили в Индии.

Эти 16 царств назывались
“махаджанапады”, что означало “великие племена, обладающие землёй”. (заменить, т.к. уже использовано в другой статье). Их элитой стали варны кшатриев, т.е. сословия царской крови и их воинов, а также брахманы, т.е. жрецы, монополизировавшие право совершать религиозные ритуалы и жертвоприношения, когда они ещё котировались. Главнейшим в жизни древних индийцев стали эти функции и это объясняет столь важную роль, которую занимали эти божественные посредники, даже по отношению к кшатриям-царям. События Махабхараты нередко говорит о влиянии обожествлённых существ, с коими себя ассоциировали и представители высшей касты.

Вокруг шестнадцати царств жили неарийские племена, сопротивляющиеся подчинению и объединившиеся в союзы
гана-сангха. Для них ритуальная практика брахманов такой важности не имела. Поэтому их устройство отличалось своей простотой и отсутствием столь влиятельного жреческого сословия. В остальном же наличие аристократии и подчинённых слуг и рабов не выделяло эти племена среди всех остальных. Индоарийские шудры, т.е. представители низшей варны рабов и слуг были, вероятно, покорённым народом.

Взято с https://libmir.com/book/196641/image
Взято с https://libmir.com/book/196641/image

Первый реформатор Махавира

Представителей гана-сангха такое положение не устраивало из-за постоянной опасности в среде арийских царств. И в 599 году до н.э. конфедерация племён
вриджьи произвела на свет первого человека, который попытался исправить такое положение вещей. Звали его Натапутта Вардхамана и вся необычность такой ситуации заключалась в том, что сам-то он был из весьма привилегированной семьи царской крови.

Как известно, начинать перемены нужно с себя. Так он и поступил, отказавшись от своего состояния и прав аристократа. Тридцатилетний реформатор в 569 году, кроме того, начал вводить в свою практику молчание и медитацию. В ходе своей двенадцатилетней аскезы он постиг понимания, что для того, чтобы стать свободным нужно самому освободиться от оков, накладываемых материальным миром - обязанности варн, тяга к удовлетворению низменных потребностей и так далее.

Через два года босоногий путешественник посвятил людей о пяти принципах его мировоззрения:
сатья - продвигающий правдивость и честность; ахисма - отказ от насилия над всем живым; астея - от воровства; брахмакхарья - от сексуальных утех; а также апариграха - от материальных вещей. Нагой пророк получил прозвище Махавира - "Великий герой". И таким его и запомнили. Его религия получила название джайнизм, а его последователи - джайны.

Махавира
Махавира

Будда

На Махавире поиски разрешения противоречий социальных проблем индийцев не закончились. Через несколько лет свою роль сыграл другой представитель изначально высшего света
Сиддхартха (Шакьямуни) Гаутама (566-486 гг. до н.э.) из рода Шакья, проживавший в Северной Индии. У него были деньги, семья, слуги и всё, что он мог иметь для комфортного существования. Отец построил для него 3 дворца, дабы оградить от проблем внешнего мира. Во время перемещения из одного в другой, он столкнулся с тем, от чего его так оберегал отец. В те же тридцать лет, что и Махавира, он предпочёл изменить свой стиль жизни, уйдя в путешествие с целью найти новый смысл существования и мировоззрение. И его выводы во многом совпадали с предшественником, но он пошёл дальше.

Сперва его поразило наличие старости, болезней, страданий и смерти, которых он не видел в своём дворце, но увидел во внешнем мире, за его стенами. Затем, принц увидел уставших и спящих танцовщиц, блеск коих мигом рассеялся после выступления. Это повергло его в шок, последствиями которого стал отказ от сексуальных отношений. Это побудило его уехать в 534 году до н.э.

В ходе своей добровольной ссылки он общался с мудрецами, голодал, ударялся в аскетизм, безуспешно медитировал. Подобным членовредительством он довёл себя до крайне тяжёлого состояния, при котором его кости выпячивались из позвоночника, выступали рёбра, а глаза проваливались в глазницы. Затем, он заметил, что вместе с весом и здоровьем, он теряет и разум, после чего отказался от самоистязания.

Истощённый Сиддхартха. https://tyv.m.wikipedia.org/wiki/%D0%A4%D0%B0%D0%B9%D0%BB:Siddhartha_Gautama_meditating.PNG
Истощённый Сиддхартха. https://tyv.m.wikipedia.org/wiki/%D0%A4%D0%B0%D0%B9%D0%BB:Siddhartha_Gautama_meditating.PNG

Учение Будды

Однако, однажды, к тридцати пяти годам он нашёл для себя ответы, которые искал во время долгой медитации. Корнем всех бед он признал само существование, порождающей бесчисленное множество желаний, которые губят людей, вызывая бесконечное страдание. Подобный заколдованный круг по мнению мыслителя необходимо было прервать.

Подобное озарение сделало его известным как
Будда, что переводится как “Просвещённый”. В его целях заключалось достижение нирваны - состояние, при котором закончится его цепь перерождений, порождающих новые желания и страдания. Концепция о реинкарнации была принята ещё в индуизме и более ранних его формах. Подобная концепция бросала вызов брахманам и кшатриям, пользующимся верованиями своих подчинённых вайшья и шудр, согласно которым при надлежащем выполнении ими своих обязанностей в следующей жизни они переродятся в более высокой варне. В буддизме же адептам предлагалось полностью отказаться от желаний, от жажды бытия (танха).

Те, кому установка о нетленности и неоспоримости варн не въелась в подкорку настолько сильно, что это от туда невозможно было бы вытащить, последовали за Просвещённым и сделались его учениками. Причём среди них можно было обнаружить представителей всех сословий. Правители образовавшихся царств тоже стали обращаться в эту веру, дабы снизить влияние брахманов. Таковым было решение царя
Магадхи Бимбисары, который тепло встретил Будду и его веру. Империя Маурьев, сформированная на территории Индии немного позже, также приняла его вероучение и способствовала его распространению. Знаменитый индийский царь Ашока возвёл новую религию в ранг государственной.

Сиддхартха проповедовал своё учение около сорока пяти лет и умер восьмидесятилетним стариком. Он учил людей, что варны и касты - не правильно, что столь высокое положение брахманов только лишь по праву рождения - несправедливость. Его мысли демократизировали общество, что привлекло столь много последователей.

Колесо Сансары, представляющее собой цепь бесконечных перерождений, из которого предстояло вырваться. Взято с https://vk.com/@-123114666-o-vere-v-pererozhdeniya
Колесо Сансары, представляющее собой цепь бесконечных перерождений, из которого предстояло вырваться. Взято с https://vk.com/@-123114666-o-vere-v-pererozhdeniya

Развитие буддизма

С джайнизмом в этом плане у буддизма было много общего. Оба направления не нуждались в посредничестве жрецов, а также в жертвоприношениях, так как насилие было неприемлемо. Среди тех и других наиболее самоотверженными были
монахи, наиболее глубоко следующие канонам своих учений. Миряне же лишь придерживались каких-то постулатов, но при этом тянулись к тем эталонам приверженности своей вере. И та и другая религия видела основой мира круги перерождений и пытались от них освободиться. Но отличия также существовали.

Учения джайнизма. Взято с https://zen.yandex.ru/media/imaginereview/djainizm-kratko-o-verouchenii-5f27fb1c102bf31da3f5bc87
Учения джайнизма. Взято с https://zen.yandex.ru/media/imaginereview/djainizm-kratko-o-verouchenii-5f27fb1c102bf31da3f5bc87

Восьмеричный путь

Джайны в своём аскетическом пути не имели границ и их аскеза порой заканчивалась смертью. Буддизм же, помня о бесполезности сего, благодаря пробе на себе этого действия Будды, предпочитал золотую середину. Буддистам больше подходила мирная тихая жизнь, медитация, самоконтроль и религиозные беседы и размышления.

В качестве главного средства спасения в буддизме был избран восьмеричный путь. По его ходу необходимо стремиться к совершенству, благим намерениям, пониманию, правильной мысли, речи и действиям, верным усилиям, образу жизни и концентрации. При этом значения слова “правильный” и “верный” Будда не давал, предпочитая личный пример.

Тысячи людей обращались к нему за советом и получали. Это также сделало его столь популярным. В дальнейшем эти советы становились обязательными к исполнению адептами буддизма. Так он и складывался, обрастая различными направлениями и разветвлениями.

Символ восьмеричного пути. Взято с https://tureligious.com.ua/blahorodn-y-vos-merychn-y-put/
Символ восьмеричного пути. Взято с https://tureligious.com.ua/blahorodn-y-vos-merychn-y-put/

Появление монастырей

Сиддхартха вместе со своими монахами скитался по всей Индии, проповедуя свои учения. Путешествия подразумевали постоянный поиск пропитания, крова, который ему предоставляли его люди, коих он привлёк своими речами. В некоторых деревнях он был вынужден оставаться надолго во время сезона дождей. Так стали появляться и монастыри, что являли собой центр распространения буддизма.

Первые волны неофитов принимал лично Будда, побеседовав с кандидатом. Позже, когда буддизм значительно разросся, их молодых приверженцев стали принимать уже монахи в свои монастыри после упрощённого обряда. Новоявленное общество исповедовавших новую религию регулярно собиралось и делилось своими наставлениями друг с другом и публично каялись в своих проступках.

Первые объединения не знали иерархии, конфессия принимала решения на всеобщих сборах. Этим основатель выделял своё общество от варно-кастового с их обособленностью определённых сословий. Да и судя по историям про Будду, он сам наблюдал за подобным устройством, будучи аристократом государственного объединения республиканского типа. Стоит отметить, что самого Просвещённого вскоре начали обожествлять и чересчур выделять, что противоречило его учению, в котором он призывал не создавать себе непререкаемых авторитетов.

-8

Итог

Буддизм не превратился в Индии в основную религию, за исключением некоторых периодов, но эта область дала старт для её распространения повсеместно. Он достиг
Китая, соседних с ним государств и в определённой степени оказался в небольшом количестве общин во всём мире. При этом эта философско-религиозная концепция не стала единственной, которую произвели на свет индийцы, коим подобные духовные поиски были совершенно не чужды. Джайнизм предшествовавший своему более известному коллеге предвосхитил его успехи. Подобные попытки найти свои ответы, противоположные жреческому виденью вызывало естественное стремление вырваться из трудностей, что создавал им классический брахманизм. Позже в качестве контрмер его реформировали в индуизм, в итоге победивший в этом регионе.

А как вы считаете, почему буддизм не стал основной религией в Индии? Пишите комментарии, ставьте лайки, подписывайтесь. Спасибо за внимание!

#будда #индия #история #история древнего мира #религия