Найти в Дзене
Детитека

Как создать детский коллектив?

Оглавление

Казалось бы, что в этом сложного? Но не тут-то было. Порой детский коллектив очень сложно создать, потому что это должно быть не просто сборище детей в одном месте, а именно коллектив, который будет функционировать и слажено работать.

Что такое коллектив?

Коллектив - это группа лиц, объединенных общей работой, учебой, общими интересами. Но важно не путать два понятия "коллектив" и "группа". Вы можете подумаете, в чем разница. Но она все-таки есть. Группа- некоторое количество людей, выделенных по общим для них признакам и объединенных друг с другом общей деятельностью или общими целями и интересами. Другими словами, группа-это и есть определенное количество людей, не имеющих глобальных целей, традиций, ценностей. Давайте теперь разберемся, что такое детский коллектив. Л. И. Маленков дает такое определение. Детский коллектив - группа людей, сплоченная общими переживаниями, общими интересами, работой, взглядами и дружбой.

-2

Чем коллектив отличается от группы?

Это отличие можно понять через определенные признаки. Давайте разберемся, чтобы понять смогли ли вы создать коллектив или остались в статусе группы. В любом случая, когда дети приходят в детский сад или школу - они группа, так как их сформировали случайным образом в группы или классы. Но теперь задача учителя или воспитателя создать коллектив. Разберем в отдельности признаки коллектива и группы.

Признаки коллектива:

  • цель носит общественный характер;
  • наличие полезной общественной деятельности, направленной на реализацию целей;
  • наличие крепко сформированных органов самоуправления, то есть актив коллектива (актив должен иметь свою цель, функции, обязанности);
  • определенная система взаимоотношений, взаимной ответственности;
  • обладает системой ценностей. Под ценностями коллектива понимается принятые и разделяемые членами коллектива правила и образцы поведения;
  • есть ярко-выраженные традиции;
  • в коллективе создаются обычаи и ритуалы. Обычай - образец поведения из прошлого. Ритуал - строго регламентированный порядок действий;
  • "мажорный тон" коллектива. Из музыки мы знаем, что мажор - это более веселый, яркий, светлый, бодрый лад. Так и в коллективе должна быть доброжелательная, веселая атмосфера;
  • положительный психологический климат. Он подразумевает атмосферу в коллективе. Коллектив должен быть бодрым, энергичным, уверенным в жизни;
  • у коллектива обязательно должно быть выработано общественное мнение.

Давайте теперь разберемся, каковы же признаки группы. Чем они существенным отличаются от коллектива?

Признаки группы:

  • цель носит личностный характер;
  • наличие деятельности, направленной на удовлетворение личностных потребностей;
  • группой управляет лидер;
  • определенная система взаимоотношений - конфронтация и индифферентность;
  • в группе система ценностей отсутствует;
  • группа не стремится к созданию традиций;
  • присутствуют обычаи и ритуалы (они организуются на основе равноправия);
  • взаимная ответственность отсутствует;
  • "мажорный тон" отсутствует или может быть различен;
  • каждый обладает своим мнением.
-3

Структура коллектива

Без структуры не может быть никакой основы, поэтому и в коллективе она должна быть. При этом детский коллектив не исключение.

  1. Позиция - официальное положение ребенка в коллективе.
  2. Статус - неформальная характеристика члена коллектива, степень его авторитетности. В детском коллективе тоже есть определенные статусы. В коллективе есть лидеры, аутсайдеры, принятые, отвергнутые, игнорирующие и другие.
  3. Внутренняя установка - личное или субъективное восприятие человеком своего собственного статуса.
  4. Роль - одобряемый образец поведения, ожидаемый от ребенка.
  5. Композиция коллектива - характеристика индивидуальности детского коллектива.
  6. Каналы коммуникации - структура взаимодействия участников коллектива и структура обмена информацией между членами коллектива.

Но какие же действия нужно продумать, чтобы сформировать из группы детей коллектив? Сейчас мы в этом разберемся.

Пути формирования детского коллектива

  1. Первым делом необходимо провести диагностику детей, это могут быть анкеты или различные тесты личностных качеств, интересов, на выявление лидера.
  2. Вторым важным шагом будет определение общих целей деятельности, в том числе это касается ценностей, которые должны быть именно в вашем коллективе.
  3. Создание творческих групп по интересам. Например, творческая группа по лепке из пластилина, рисованию, спорту и другие.
  4. Организация совместной деятельности в коллективе очень важна, иначе дети просто не будут взаимодействовать и сплочаться. Но совместная деятельность должна быть по потребностям и желаниям детей.
  5. Создание системы традиций в коллективе.
  6. Важно создавать систему перспективных мнений. Но что это такое? И какие они бывают?

Близкая перспектива - дело завтрашнего дня.

Средняя перспектива - дело, отодвинутое во времени.

Дальняя перспектива - это далекое будущее.

7. Нужно сформировать ученический актив, то есть органы самоуправления в классе.

8. Совместно с детьми нужно разработать систему принципов коллектива.

9. Игровое оформление жизнедеятельности коллектива. Важно создать атрибутику: название коллектива, его девиз, эмблема, песня, создание определенных законов.

10. Педагогу важно формировать демократические отношения в коллективе. Дети должны уважать друг друга, сотрудничать, оказывать взаимоподдержку и взаимопомощь.

11. Формирование общественного мнения в коллективе. Важно вместе с детьми обсуждать любые дела и формировать свое мнение по любому вопросу, свое отношение к тем или иным проблемам.

Детский коллектив как и любой другой коллектив рождается, развивается, распадается, создается вновь. Детский коллектив нужно формировать с аккуратность, осторожностью и внимательностью. Детский коллектив отличается от взрослого коллектива тем, что когда дети вырастут и покинут образовательное или воспитательное учреждение будет постоянная смена интересов, лидера, ценности, статусов членов коллектива. Главным образом нужно стараться вовлекать детей в активную совместную работу, учить их работать вместе, сообща, прислушиваюсь к мнению каждого.

Спасибо за прочтение! Делитесь в комментариях своими впечатлениями о данной статье.