Казалось бы, что в этом сложного? Но не тут-то было. Порой детский коллектив очень сложно создать, потому что это должно быть не просто сборище детей в одном месте, а именно коллектив, который будет функционировать и слажено работать.
Что такое коллектив?
Коллектив - это группа лиц, объединенных общей работой, учебой, общими интересами. Но важно не путать два понятия "коллектив" и "группа". Вы можете подумаете, в чем разница. Но она все-таки есть. Группа- некоторое количество людей, выделенных по общим для них признакам и объединенных друг с другом общей деятельностью или общими целями и интересами. Другими словами, группа-это и есть определенное количество людей, не имеющих глобальных целей, традиций, ценностей. Давайте теперь разберемся, что такое детский коллектив. Л. И. Маленков дает такое определение. Детский коллектив - группа людей, сплоченная общими переживаниями, общими интересами, работой, взглядами и дружбой.
Чем коллектив отличается от группы?
Это отличие можно понять через определенные признаки. Давайте разберемся, чтобы понять смогли ли вы создать коллектив или остались в статусе группы. В любом случая, когда дети приходят в детский сад или школу - они группа, так как их сформировали случайным образом в группы или классы. Но теперь задача учителя или воспитателя создать коллектив. Разберем в отдельности признаки коллектива и группы.
Признаки коллектива:
- цель носит общественный характер;
- наличие полезной общественной деятельности, направленной на реализацию целей;
- наличие крепко сформированных органов самоуправления, то есть актив коллектива (актив должен иметь свою цель, функции, обязанности);
- определенная система взаимоотношений, взаимной ответственности;
- обладает системой ценностей. Под ценностями коллектива понимается принятые и разделяемые членами коллектива правила и образцы поведения;
- есть ярко-выраженные традиции;
- в коллективе создаются обычаи и ритуалы. Обычай - образец поведения из прошлого. Ритуал - строго регламентированный порядок действий;
- "мажорный тон" коллектива. Из музыки мы знаем, что мажор - это более веселый, яркий, светлый, бодрый лад. Так и в коллективе должна быть доброжелательная, веселая атмосфера;
- положительный психологический климат. Он подразумевает атмосферу в коллективе. Коллектив должен быть бодрым, энергичным, уверенным в жизни;
- у коллектива обязательно должно быть выработано общественное мнение.
Давайте теперь разберемся, каковы же признаки группы. Чем они существенным отличаются от коллектива?
Признаки группы:
- цель носит личностный характер;
- наличие деятельности, направленной на удовлетворение личностных потребностей;
- группой управляет лидер;
- определенная система взаимоотношений - конфронтация и индифферентность;
- в группе система ценностей отсутствует;
- группа не стремится к созданию традиций;
- присутствуют обычаи и ритуалы (они организуются на основе равноправия);
- взаимная ответственность отсутствует;
- "мажорный тон" отсутствует или может быть различен;
- каждый обладает своим мнением.
Структура коллектива
Без структуры не может быть никакой основы, поэтому и в коллективе она должна быть. При этом детский коллектив не исключение.
- Позиция - официальное положение ребенка в коллективе.
- Статус - неформальная характеристика члена коллектива, степень его авторитетности. В детском коллективе тоже есть определенные статусы. В коллективе есть лидеры, аутсайдеры, принятые, отвергнутые, игнорирующие и другие.
- Внутренняя установка - личное или субъективное восприятие человеком своего собственного статуса.
- Роль - одобряемый образец поведения, ожидаемый от ребенка.
- Композиция коллектива - характеристика индивидуальности детского коллектива.
- Каналы коммуникации - структура взаимодействия участников коллектива и структура обмена информацией между членами коллектива.
Но какие же действия нужно продумать, чтобы сформировать из группы детей коллектив? Сейчас мы в этом разберемся.
Пути формирования детского коллектива
- Первым делом необходимо провести диагностику детей, это могут быть анкеты или различные тесты личностных качеств, интересов, на выявление лидера.
- Вторым важным шагом будет определение общих целей деятельности, в том числе это касается ценностей, которые должны быть именно в вашем коллективе.
- Создание творческих групп по интересам. Например, творческая группа по лепке из пластилина, рисованию, спорту и другие.
- Организация совместной деятельности в коллективе очень важна, иначе дети просто не будут взаимодействовать и сплочаться. Но совместная деятельность должна быть по потребностям и желаниям детей.
- Создание системы традиций в коллективе.
- Важно создавать систему перспективных мнений. Но что это такое? И какие они бывают?
Близкая перспектива - дело завтрашнего дня.
Средняя перспектива - дело, отодвинутое во времени.
Дальняя перспектива - это далекое будущее.
7. Нужно сформировать ученический актив, то есть органы самоуправления в классе.
8. Совместно с детьми нужно разработать систему принципов коллектива.
9. Игровое оформление жизнедеятельности коллектива. Важно создать атрибутику: название коллектива, его девиз, эмблема, песня, создание определенных законов.
10. Педагогу важно формировать демократические отношения в коллективе. Дети должны уважать друг друга, сотрудничать, оказывать взаимоподдержку и взаимопомощь.
11. Формирование общественного мнения в коллективе. Важно вместе с детьми обсуждать любые дела и формировать свое мнение по любому вопросу, свое отношение к тем или иным проблемам.
Детский коллектив как и любой другой коллектив рождается, развивается, распадается, создается вновь. Детский коллектив нужно формировать с аккуратность, осторожностью и внимательностью. Детский коллектив отличается от взрослого коллектива тем, что когда дети вырастут и покинут образовательное или воспитательное учреждение будет постоянная смена интересов, лидера, ценности, статусов членов коллектива. Главным образом нужно стараться вовлекать детей в активную совместную работу, учить их работать вместе, сообща, прислушиваюсь к мнению каждого.
Спасибо за прочтение! Делитесь в комментариях своими впечатлениями о данной статье.