Факт, который мог бы остаться незамеченным большинством в круговерти истории, как и тот, кто эту высокую награду получил. Обстоятельства награждения случай сделали особенным и горьким, несмотря на радостность события.
Советский офицер водолазно-спасательной службы капитан 3 ранга Леонид Михайлович Солодков был последним в СССР, кому присвоили звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина (№ 460776) и медали «Золотая Звезда» (№ 11664).
Водолаз
К этой награде он шел всю свою жизнь. Первый шаг был сделан, когда Леонид Солодков в 1976 году поступил в Высшее военно-морское инженерное училище имени Дзержинского в Ленинграде. После окончания училища и Высших офицерских классов ВМФ получил назначение в звании лейтенанта-водолаза на должность командира водолазной группы спасательного судна «Зангезур» Черноморского флота.
Солодков занимался подготовкой экипажей подводных лодок по спасению экипажей в аварийных ситуациях. Сначала работали на 40 метрах, потом прибавляли по 20. Работа, связанная с риском для жизни.
«- Каждые 10 метров глубины на сантиметр тела прибавляют по килограмму избыточного давления. Нарушение правил погружения чревато серьезными последствиями. После 60-ти, чтобы нормально себя чувствовать, водолазы дышат не воздухом, а специальной смесью из гелия, азота и кислорода. Иначе - азотное отравление. Тогда человек становится, как пьяный, начинаются галлюцинации. А если слишком быстро подниматься на поверхность, можно заработать кессонную болезнь. Поэтому после часа работы, скажем, на 160 метрах водолазу необходимо пробыть в барокамере почти трое суток. В этот период (декомпрессии) происходит освобождение крови и тканей организма от инертных газов, а тела - от избыточного давления» - рассказывал Леонид Михайлович, воспитавший свыше тысячи высокопрофессиональных специалистов.
С мая 1986 года Солодков работал в городе Ломоносов младшим научным сотрудником Государственного научно-исследовательского института аварийно-спасательного дела, водолазных и глубоководных работ Министерства обороны СССР. Солодков занимался обобщением накопленного опыта и непосредственно участвовал в создании и испытаниях опытных образцов специализированной техники и оборудования для водолазных работ. На основе его предложений вносились изменения в конструкцию, разрабатывались инструкции по применению. Более трех тысяч часов Солодков провел под водой или в барокамере.
Эксперименты
Советский Союз, имея внушительный подводный флот, целенаправленно занимался разработкой и совершенствованием методов водолазно-спасательных работ. В определенный момент встала задача – выяснить возможности человека по пребыванию на значительной глубине в течение длительного времени.
Солодков был участником экспериментов по этому направлению. Испытания проводились в специальной барокамере, которую участники между собой называли «бочкой». В этой «бочке» Солодков установил рекорды по длительности пребывания человека на глубине.
В 1988-году был установлен рекорд пребывания под давлением 46 атмосфер на глубине 450 метров в течение 25 дней.
Важность исследований объяснялась ситуацией в мире. Шла «холодная война». Такие как Солодков и те, кого он обучил, обеспечивали надежность работы каналов правительственной связи, которые в том числе осуществлялись за счет проложенных по морскому дну бронированных кабелей. Рост подводных флотов в мире, их активность в мировой водном пространстве увеличивали спрос на специалистов этого профиля.
Солодков мог уже в то время получить Золотую Звезду Героя. Работа его была оценена высоко, ему вручили орден Ленина. Решили, что этого достаточно. Звезды, как правило, вручались космонавтам.
СССР значительно продвинулся в этой сфере и по ряду позиций своих конкурентов опережал.
Доброволец
Наступал 1991 год, трагический для СССР и тех, для кого он был родиной и домом. Институт, где работал Солодков, не прекращал свою работу – запас прочности научной и кадровой базы Министерства обороны СССР не давал развалить то, что создавалось десятилетиями. Институт продолжал жить и вел научно-исследовательскую деятельность, но малодушие и предательство проникали уже и туда.
Руководство запланировало следующий эксперимент, который предполагал погружение на глубину 450 метров и пребывание человека на этой глубине в течение 15 суток. Стали подбирать водолаза. Солодков к тому времени уже написал рапорт о досрочном увольнении в запас. Узнал, что среди действующих водолазов-офицеров добровольца не нашлось. Проведение эксперимента было под угрозой срыва по банальной причине – некому! Узнав об этом, Солодков написал другой рапорт – просьбу назначить его командиром экипажа глубоководников.
Нагрузки
Чтобы хоть немного оценить сделанный шаг, надо представить какого рода нагрузки человеческий организм при таких экспериментах испытывает. Об этом Солодкой очень доходчиво рассказал в одном интервью, когда у него спросили – что значит быть водолазом- глубоководником.
«- Трудности начинаешь испытывать уже при погружении. Возникает чувство, будто из суставов выкачали всю жидкость. Резкое движение причиняет невыносимую боль. Приходится привыкать, а вернее, заново учиться делать все медленно и плавно. Вкусовые ощущения полностью пропадают. Разговаривать невозможно - вместо слов какое-то бульканье. Пытаешься сказать одно, а слышится совсем другое. Ведь вокруг не воздух, а почти чистый гелий с небольшим содержанием кислорода и азота. Плотность его такова, что газета со стола не падает, а медленно планирует. Линейка вообще зависает. Изменения в человеческом организме происходят буквально на молекулярном уровне. За время эксперимента теряешь от 6 до 12 килограммов веса. Не легче дается и возвращение к нормальной жизни. Период декомпрессии длится около месяца. Да и потом еще долго приходишь в себя: привыкаешь нормально слышать и говорить, заново учишься двигаться..» (https://www.trud.ru/article/08-06-2007/116951_poslednij_geroj.html)
Ближе к концу 1991 года эксперимент начался. Это была сложнейшая и рутинная работа группы, которой руководил Солодков.
«-Там, на глубине, наш день был расписан буквально по минутам. Помимо разных тестов и анализов (а из медиков, желающих проверить наши физические и психические данные, выстраивалась очередь), мы испытывали всевозможное оборудование для работы на глубинах: водолазное снаряжение, телефонию, обогрев. А еще каждые три часа надо было заниматься уборкой. Помещение драили до стерильного состояния. Условия, в которых мы жили, оказались идеальными для размножения микроорганизмов. И чем там можно было заразиться, никто не знал…»
(https://www.trud.ru/article/08-06-2007/116951_poslednij_geroj.html)
Завершив запланированный комплекс исследований институт на его основе разработал методику проведения спасательных работ. На заводах Министерства обороны создавались технические устройства и приспособления, которые обеспечивали успех спасательных операций на соответствующей глубине – не менее 500 метров!
Награждение
Если Горбачев сделал что-то хорошее, то только это – в последний день своего президентства 24 декабря 1991 года подписал указ о награждении Леонида Михайловича Солодкова Золотой Звездой Советского Союза.
25-ого СССР перестал существовать. Ельцину доложили о том, что должно состояться официальное награждение и награды такого уровня вручает первое лицо в государстве.
Ельцин поморщился.
-«Кто подписал, тот пусть и вручает».
Возразить не посмели. Маршал Шапошников, узнав об этом, все взял на себя. В проведении церемонии в Кремле было отказано. В качестве альтернативы избрали Министерство обороны.
Маршал Шапошников пригласил Леонида Михайловича для награждения. Солодков подошел, принял награду. Возникла секундная пауза. Солодков и Шапошников смотрели друг другу в глаза. Еще через секунду в звенящей тишине зала прозвучало негромкое:
-Спасибо.
Трагедия
В 2000 году в Баренцевом море потерпел аварию атомоход «Курск». Глубина на которой залегала лодка была не больше 108 метров.
Отставник-капитан 3 ранга Солодков с трудом перенес то, что происходило на его глазах.
«- Мы тогда перезванивались и недоумевали, почему атомоход поднимают норвежцы, а не мы. Каждый из нас был готов выехать туда по первому зову. Но нас не звали…»
Разведки знали о возможностях СССР в проведении глубоководных спасательных работ и были удовлетворены неопровержимыми доказательствами, что этого ресурса у преемницы Советского Союза, России – больше нет. Потребовалось всего десять лет, чтобы все уничтожить и продать - дорогостоящее оборудование и суда шли на металлолом.
На смену самодостаточности пришло время покупать за границей и подставляться под санкции, которыми Россию лупили и будут лупить. Или приглашать для спасения своих моряков-подводников тех, у кого соответствующие ресурсы есть. История с «Курском» показала все, на что можно рассчитывать.
P.S. Леонид Михайлович Солодков живет в бывшем Ленинграде. До последнего времени занимался общественной работой, помогал создавать школьный музей.
63 года для специалиста такого класса это ничто. Его опыт бесценен. Удивительно, что такой человек так и остался невостребованным. Но он, слава богу, жив. Значит все еще есть кому возрождать то, что было так бездарно утрачено.