Мои друзья взяли из детдома девятилетнего мальчика.
Долго искали здорового . Они сами активные были : и на лыжах, и на коньках катались зимой, и летом на байдарках сплавлялись всей семьей. И хотели продолжать всё то же самое, только в расширенном составе, с приемным сыном.
Я долго не могла понять, зачем они такого взрослого взяли. Обычно берут малышей, их и полюбить легче, и они еще не впитали в себя весь дух системы.
А друзья - святые люди! - отвечали, что у взрослых детей уже мало шансов на приемную семью . А после детдома им нужно выходить в реальный мир, где они ничего не знают и не понимают. А они, Оля с Женей, помогут приемному сыну понять этот мир, попробуют научить доверять и любить.
Святые люди.
Хотя в школе приемных родителей им давали полную информацию о сложностях с приемными детьми, о том, что у них нарушение привязанности, что они жили по законам детдома, очень похожим на тюремные.
Когда в семье появился Егор, их кровному сыну было пятнадцать. Сложный возраст. Спасло то, что у парня как раз началась активная социальная жизнь(все в пределах разумного, без а*л*коголя и прочих гадостей). И, в общем, его не сильно колыхало, чего там дома творится. Конечно,с ним еще и много разговаривали и объясняли, что все равно его любят.
К сорока годам Юля и Женя решили,что хотят второго ребенка, и что родить своего любой дурак сможет, а вот сделать человека из детдомовца-вполне себе подвиг. А их на подвиги тянуло всегда, вечно у них дома жили то голубь с перебитым крылом, который гадил где придется, то уникальный по своей уродливости кот, то больная собака, которую они лечили от диабета и каждый день кололи ей инсулин.
А теперь вот они и до человеческого детеныша добрались.
Только вот ведь какая штука: животные оказались гораздо благодарнее этого мелкого за*ранца.
Да, мне не стыдно так писать про маленького несчастного сиротку. Сиротка-это совсем не значит-святой или просто добрый и благодарный. И Оля с Женей об этом быстро узнали на своей шкуре.
Обычно, узнав о том, что кто-то усыновил сироту, представляют счастливого благодарного ребенка, обретшего родителей, и уставших от ежедневного подвига, но тоже счастливых новоиспеченных маму и папу.
Это вообще не про Егора и его приемную семью .
Во-первых, он не сиротка. Если только его мамаша все-таки не упилась вусмерть. Он прекрасно ее помнит. Обижен на нее страшно, но, кажется, по-своему любит.
И чтит традиции, заведенные в его родном доме и частично в детдоме.
Егор начал жизнь в приемной семье с того, что обо*с*с"ал весь туалет. Веерно были орошены стены, унитаз, пол. Обнаружили только через пару часов, когда от вони в туалете уже глаза слезились.
Но это было только начало.
Оказалось, что мальчик с фантазией, только все его выдумки довольно неприятные для окружающих.
Как позже он рассказал кровному сыну моих друзей, Егор пришел в семью с мыслью о том, что либо он нашел свой личный рай, либо его сделают рабом или продадут на органы.
Не получилось ни того, ни другого, ни третьего. Но Егор внимательно проверял на прочность свой новый мир.
Внезапно оказалось, что на рай жизнь в семье ну вообще не тянет. Постоянно приходится что-то делать. Даже чай - и то самому заваривать, а потом еще и чашку мыть.
В обычной семье у девятилетнего пацана уже довольно много обязанностей, пусть мелких и необременительных, но они есть! Оля с Женей уже воспитали одного очень даже неплохого пацана. Ну и пошли по проторенной дорожке. Стали потихоньку объяснять, какими домашними делами он должен заниматься. Вроде того- пришел из школы-разогрей себе обед, поешь, помой и убери тарелку. Вытри крошки со стола. Не оставляй открытый пакет с хлебом.
Но это ж не ребенок из семьи! А в детдоме- на всем готовом жили.
Столкнулись с диким сопротивлением.
Егор тогда задумался, а нужна она ему вообще, эта приемная семья? Если все так сложно. И приемным родителям озвучил. Оля и Женя были в шоке. Стали объяснять ему выгоды жизни в семье, перспективы будущего. Но вряд ли он их понял.
А еще он перестал быть бедным несчастным сироткой, которому в детдоме спонсоры дарили столько гаджетов, что он ими в других ребят кидался. Ну разобьет - новый дадут, не проблема.
Став приемным сыном, он потерял право на все эти подачки.
Он вообще первое время не понимал, почему все так плохо, так много нужно делать по дому, да еще и в школе заставляли учиться, да еще и к репетиторам погнали, когда выяснилось, что он ничего не знает ни по одному предмету.
Он привык быть один, сам за себя, и не понимал, с какой стати он должен обьяснять чужой тете, почему получил двойку. Ей какое дело? Его устраивает, а она чего лезет? И почему он должен вести себя хорошо в школе? Это вообще его личное дело, как поступать и что делать.
И он отрывался, делая пакости дома .
Первое время его жалели, боялись спугнуть и сильно не ругали.
Потом стали наказывать - лишать компьютера, телефона. Только озлобили Егора. Потому что опять получалось, что у него нет ничего своего.
Пытались воспитывать и кнутом, и пряником.
Но через два года выдохлась даже Оля. Женя вообще на него рукой махнул - мол, я Егора одеваю-обуваю, кормлю, а больше от меня ничего не требуй, не хочу.
Они почти перестали выходить куда-то семьей, потому что Егор обязательно закатывал скандал либо умудрялся испортить какую-то вещь так, что приходилось отдавать за это немаленькие деньги. Например, ломал лыжи, взятые напрокат, причем Оля клялась, что специально. На турбазе чуть не сжег домик. Пожар затушили, но пришлось отдать кругленькую сумму на восстановление домика.
Если шли в парк, то Егор старался выпросить все, что видели его глаза: сладкую вату, гамбургеры, леденцы, мороженое и так далее, и по второму кругу. Причем складывалось такое ощущение, что в него это все уже не лезет, но надо же использовать на всю катушку приемных родителей. Естественно, что-то из этого детям покупали, но не все подряд же!
И вот это отношение - элементарное использование приемных родителей-было во всем. Для него главным было взять от них побольше, никак не вкладываясь самому. И, кажется, Олю и Женю он вообще считал дураками, раз они взялись ему помогать, не имея никакой выгоды от этого.
И самое главное, Егору ничего не нравилось. Ни коньки, ни лыжи, ни байдарки - его ничего не интересовало, ему было скучно и он старательно портил отдых всей семьи. Оставить его дома было невозможно- потом просто не разгребешь квартиру после его сюрпризов.
Так и жили.
Наверное, Егор и не виноват, что он такой, жизнь в детдоме нелегкая, да еще и мать его периодически то забирала, то опять приводила в детдом. Говорила, что ненадолго сходит по делам и придет за ним. Но приходила только через полгода или год. Такие качели не каждая психика выдержит, уж не говоря про ребенка.
Наверное, дети оттуда тоже разные, есть хорошие, есть плохие, как и родные дети - разные .
Оля не смогла его полюбить. Говорит :" Ну вот всё так, как есть, но для Егора могло бы быть гораздо хуже. Да, особой любви нет, но все что могу, я ему даю. "
Егор просто абсолютно другой. Просто человек из иной жизни с иными вкусами, предпочтениями. Чужой. Отстраненный, не вошедший в их жизнь, а глядящий на нее со стороны.
Даже родные дети немного другие, не такие точно, как мы сами.
Я ни в коем случае не хочу сказать, что ужасные- все дети из" батора", как они называют детдом (от слова" инкубатор", батор), и пусть они там и остаются.
Но никто не сможет гарантировать ни что приемные родители смогут полюбить ребенка из детдома, ни что он будет любить их.
Чтобы не превратить жизнь всей семьи во внезапный кошмар, лучше заранее представлять, во что ты ввязываешься.
Честно, у меня была мысль о том, чтобы через пару лет взять малышку- у меня двое пацанов, а мечта о доченьке осталась.
Но теперь, посмотрев на то, как изменилась жизнь моих друзей, я не пойду на это.
Призналась себе честно и открыто: не смогу.
Не смогу каждый день из кожи вон лезть ради человека, пусть даже это ребенок, который это никогда не оценит, который не любит ни меня, ни кого-то другого в семье и думает лишь о том, как бы урвать кусок пожирнее, как бы повыгоднее использовать.
Оля и Женя для меня герои. Без преувеличения. Пусть Егор и не ценит их заботу о себе, но они дали одному ребенку шанс попасть в нормальную, обычную жизнь. Для него не будет кошмаром, когда его выпустят из детдома, ничего не знающего и не понимающего, во внешний мир. Он проводит часть своего детства не в "баторе", а в семье, где о нем заботятся и стараются дать ему лучшее.
Большее, что может сделать человек-заботиться о другом. Даже если этот другой какой-то не такой: злой, неумный, неприятный. Наверное, в этом случае еще нужнее дать ему заботу и тепло. И насколько нужно быть самому добрым и мудрым человеком, чтобы быть способным на это!
Искреннее мое уважение всем приемным родителям. Каждый из вас делает этот мир чуточку лучше .