Босх - замечательно своеобразный художник. Чисто нидерландская пристальность и наблюдательность сочетаются у него с необычайно продуктивной фантазией и весьма мрачным юмором.
Один из его любимых сюжетов - "Искушение святого Антония", где отшельника осаждают бесы. Босх населял свои картины легионами маленьких ползающих, страховидных тварей, у которых самым невероятным образом сращены части пресмыкающихся, ракообразных, чешуйчатых, панцирных, жаберных и невесть каких существ! И все эти "необычные экспонаты кунсткамеры" с добавлением еще растительных и неорганических элементов: обломки кувшинов, щиты, шлемы, иглы... Совсем жутко становится, когда у этих монстров замечаешь и человеческие части тела.
Вся эта кунсткамера неведомых существ, диковинных "пузырей земли" значительно отличаются от средневековых химер: те были величавее и далеко не так зловещи.
Апофеоз босховской демонологии - его "Музыкальный ад", похожий на сад пыток. * Это правая часть самого известного триптиха Босха - «Сад земных наслаждений», получивший свое название по центральной части, которая посвящена одному из смертных грехов - сладострастию. Авторское название этой работы доподлинно неизвестно. «Садом земных наслаждений» триптих назвали исследователи творчества Босха.
Правая часть триптиха выделяется и цветовой палитрой, более темными и приглушенными тонами: в полном соответствии с изображенным содержанием, его многочисленными персонажами, каждой, самой мелкой деталью картины.
Вполне логично появляется предположение, что Босх просто обладал болезненным воображением и был, так сказать, декадентом XV века. Однако это не совсем справедливо. Странные фантасмагории Босха рождены философскими поисками разума, результат переосмысления. Он находился на пороге XVI века, а это была эпоха, заставляющая мучительно размышлять (что вообще, не редкость при смене эпох).
Босха, по-видимому, одолевали раздумья о живучести и вездесущности мирового зла, которое, как пиявка, присасывается ко всему живому, о вечном круговороте жизни и смерти, и отношении к ним людей, о непонятной расточительности природы, которая повсюду сеет зародыши жизни - и на земле, и под землей, и в гнилом стоячем болоте... Босх наблюдал природу, может быть, пристальнее, острее и зорче других, но не находил в ней ни гармонии, ни совершенства, и задавался, ставшими вечными, вопросами: "Почему мир кишит столькими странными созданиями? Почему человек, венец природы, бывает слаб и жалок, почему он мучает других, мучает себя и сам непрерывно подвергается мучениям?"
Уже одно то, что Босх задается такими вопросами, говорит о разбуженной пытливости - явлении, сопутствующем гуманизму. Гуманизм ведь не означает только прославление и хвала всему человеческому. Он включает в себя и стремление проникнуть в суть вещей, причины явлений, разгадать тайны мироздания. Да, у Босха это стремление окрашивается в мрачные тона, но невозможно отрицать, что и им есть место в этом мире. Само по себе, это симптом умственной жажды, тяги к познанию - исследовать все и вся - прекрасное и безобразное. Только в сознании Босха мир отражается раздробленно, поделенным на тысячи осколков, которые складываются в непостижимые и прихотливые соединения.
Но когда Босх пишет "Рай", он старается нащупать какую-то общую, примиряющую противоречия концепцию бытия. Он впускает в райские сады своих уродливых тварей, которые и здесь ползут, лезут на берег из яйцевидного темного пруда, очевидно, символизирующего вечно рождающее лоно праматери-природы. Но в раю они выглядят безобидными, больше забавными, чем пугающими, и резвятся на лугах, озаренным розовым светом, рядом с красивыми белыми птицами и животными. А верхней части райской панорамы густые стаи темных птиц вихрем вырываются из пещеры в скале, напоминающей жерло огромной печи, неустанно выпекающей все новые жизни, взмывают вверх, потом возвращаются, снова погружаясь в темноту и опять вылетая на свет... Странная, фантастическая, как сновидение, картина "круговращения вещества".
Беспокойный дух ищущей мысли проникал в искусство. Почему оно смогло принять такое мрачное и гротескное направление, как у Босха? Во-первых, культура Нидерландов была плотью от плоти средних веков, а во-вторых, для страны в конце XV и начале XVI века наступали тяжелые, грозные времена... В Нидерландах распоряжалась, как дома, свирепая испанская инквизиция. Повсюду воздвигались виселицы, пылали целые селения, кровавые пиршества довершала эпидемия чумы... Отчаявшиеся люди хватались за призраки - появлялись мистические учения, изуверские секты, занятия колдовством, за которые церковь преследовала и казнила еще больше, с подлинно сатанинской жестокостью.
На протяжении целого столетия в Нидерландах накипало возмущение, вылившееся затем в революцию...
Босх был гораздо "ближе к жизни", чем это может показаться...
Ставьте ♡ делитесь мнением и подписывайтесь на канал!
С уважением, Наталья