Найти в Дзене

Нейрофизиология в помощь: прекратите заливать в мозг инфомусор!

Оглавление

Если собрать воедино все мои статьи и проанализировать их, то может показаться, будто я проделала колоссальную работу и теперь этим хвастаюсь.

Разочарую хейтеров, в очередной раз подчеркнув: я — жуткий лодырь, меня очень сложно сдвинуть с места, если я не вижу в этих телодвижениях очевидных смыслов для себя. Поэтому стараюсь пользоваться некоторыми околонаучными хитростями.

Не называю их научными, так как моё образование не имеет отношения к естественным наукам, медицине, психологии в глубоком её понимании, однако «по касательной» требует хотя бы поверхностных знаний в этих областях.

Сейчас будет «многабукаф» не самым простым языком, кому сложно, рекомендую вместо прочтения следующего абзаца просто посмотреть мультик. Если же вы не против напрячь думалку и вас не пугает научная терминология — читайте.

Краткий экскурс в нейрофизиологию

Клетки головного мозга (нейроны) имеют вид некой амёбы (исключительно моя ассоциация) с несколькими боковыми отростками, которыми клетки соединены между собой и по которым проходят нервные импульсы, представляющие из себя на физическом плане суть мозговой активности. Отростки у нейронов могут как отмирать, рассасываться, так и вытягиваться, образуя новые связи. «Ножка амёбы» может вырасти в любом месте, там, где она в настоящий момент требуется.

Мозг каждого человека крайне ленив, что и понятно: его задача с минимальными энергозатратами обеспечить максимальную сохранность вверенного ему тела.

Поэтому мозг всегда старается послать нервные импульсы между нейронами по проверенному, безопасному пути, и избегать рискованных решений, которые могут нанести урон телу, пусть и чисто гипотетически. Это проявляется как страхи.

Например, нам требуется создать нейросвязь цель-действие между сиреневыми нейронами. Мозг привык проводить импульсы по красной линии — она толстая, как автомагистраль. Также к него есть опыт работы по синей линии — это «грунтовая дорога», запасной вариант. Зелёный пунктир — другие варианты достижения цели, неиспользуемые мозгом, условно — лесные тропы. Могут быть и иные комбинации, но заставить мозг их искать тем сложнее, чем толще красная линия.

И именно там, по зелёным пунктирам и там, где в настоящее время связей нет — креативность и смекалка. По красной линии — предсказуемое поведение
И именно там, по зелёным пунктирам и там, где в настоящее время связей нет — креативность и смекалка. По красной линии — предсказуемое поведение

Невостребованные зелёные аксоны со временем уменьшаются и исчезают.

Этот этап хорошо виден по внешнему поведению человека: он отказывается от изучения нового, не интересуется ничем, кроме собственных воспоминаний и в целом выглядит интеллектуально деградировавшим.

-2
Воздействовать на невостребованные аксоны, чтобы уберечь их от отмирания, а в некоторых случаях и восстановить уже исчезнувшие, возможно.
Но для этого потребуется волевая активность самого владельца мозга.

И здесь на пути человека встают страхи

Страхи бывают двух типов:

  • полученные на основе опыта: поскользнулся-упал-больно — страх ступить на скользкую поверхность;
  • вызванные неизвестностью: я боюсь вещать на большую аудиторию, потому что никогда этого не делал.
Так вот, страхи из первой категории — полезны, а из второй — ограничивают человека, и от них нужно избавляться. Именно про них так любят говорить коучи: мол, нужно идти им навстречу.
Так вот, навстречу первым ходить не советую — на том пути живут панические атаки. А вот со вторым типом именно так и получается работать.

Лирическое отступление завершено.

Как это всё кореллируется с семейным образованием и чем может помочь?

-3

Так мы выработали привычку учиться, добывать и анализировать необходимую информацию самостоятельно. Собственно, так любую привычку можно выработать.

А вот как отключить неполезные паттерны? Просто запретить — не получится

Например, Т. Черниговская утверждает, что мозг запоминает абсолютно всё, что воспринял через органы чувств в течение жизни. При этом человек даже не успевает осознать большую часть полученной информации. Например, работающие фоном медиаустройства.

Часто бывает, что телевизор включают одинокие люди просто для того, чтобы слышать человеческие голоса, и таким образом создавать для себя эффект нахождения в обществе — именно это я понимаю под фоновой работой.

Мозг продолжает запоминать всё, что там говорится, даже если человек не прислушивается или вовсе спит, а впоследствии, при возникновении ассоциативной связи с услышанной ситуацией, выдаёт неожиданную для него самого реакцию. Именно ту, которую желал вызвать спикер в телевизоре, на радио, в подкасте или на видеохостинге.

-4
Таким образом, в рассматриваемой ситуации мозгу приходится одновременно выполнять две функции, в норме являющиеся очерёдными — должно быть сначала поступление информации, потом её усвоение, иначе происходит перегруз.

Образно его можно сравнить с работой электросетей, когда розетка — это мозг, а в неё включают через тройник несколько мощных приборов (например, отопителей). Что произойдёт? Перегрев проводов, а то и возгорание. С мозгом примерно то же.

-5

Экраны перед сном — сюда же, «отдых» детей от уроков за играми в планшете или пролистыванием соцсетей — тоже, ведь даже в безобидных, казалось бы, «рилсах» основная часть информации неполезна, просто вызывает выработку гормонов удовольствия, а они для мозга сродни наркотику. Вполне логично, что он начинает требовать «дозу» эйфории всё чаще и чаще.

Привет, устойчивые нейросвязи на бесцельное пролистывание соцсетей, и пока, личная эффективность и нервное здоровье. 80% населения мира с шизоидным синдромом — невесёлая статистика.

Лучше отдыхать, занимаясь чем-то физическим, лучше всего сходить на прогулку и там поактивничать.

-6
Нынешние дети к 10 годам уже жалуются, что не высыпаются, и не могут концентрировать внимание на чём-то одном дольше пяти минут.
Но стоит отнять планшет на неделю — вуаля, вы — счастливый родитель адекватного ребёнка, который начинает (обычно уже на второй день) искать себе занятия, не связанные с бездумным потреблением инфокомпота, а только те, что ответят на его вопросы об окружающем мире.

А такие вопросы возникают сразу же после того, как прекращается то самое потребление. Потому что мозг привык поглощать инфу, но почти разучился её обрабатывать.

А вот тут поможет первый алгоритм — вырабатывайте новую привычку.

На начальном этапе поможет простой приём: выполняйте привычные действия непривычными способами

  • Например, держите ложку в левой руке, а не в правой,
  • клюшку правым хватом, а не левым,
  • ходите в привычные места новыми путями.

Далее усложняйте задачу:

осваивайте новые ремёсла,

читайте сложные книги,

берите себя «на слабо».

Я уже рассказывала про наши эксперименты с нейрографикой.

Нейрографика — пожалуй, лучшее, что придумано человечеством, чтобы подружить свои потенциальные способности с физическими, ведь она графически иллюстрирует нейросвязи.
Нейрографика — пожалуй, лучшее, что придумано человечеством, чтобы подружить свои потенциальные способности с физическими, ведь она графически иллюстрирует нейросвязи.

Вот так, только с одним нейрофизиологическим лайфхаком, мы и пришли к своим результатам на семейном обучении, которыми я делюсь эксклюзивно на этом канале.

Никакой магии, сплошная наука. И да: она вовсе не скучная, если ей пользоваться, а не просто читать ради оценки в аттестате.

Если тоже ищете способы эффективного обучения для своих детей и себя, присоединяйтесь к беседам на нашем канале о семейном образовании

Автор: Светлана Селинская, фотограф, копирайтер, владелец личного подсобного хозяйства; мама двоих детей, оба на семейном образовании

Опубликовано ЦСО "Хочу Учиться" школьная аттестация онлайн

-8

Другие статьи автора:

Как говорить с подростком на неудобные темы

Русский язык на СО: от «двойки» до «четвёрки» за неделю

Ещё о нашем мозге:

Просто о сложном. Ася Казанцева