Дело было на стажировке, которую курсанты проходили на старших курсах, дабы плотнее и ближе понять нужды и чаяния своих «заказчиков» из действующих войск… На самом деле вещь эта, несомненно, нужная и правильная, позволяла нам «пощупать» вживую то, что творилось в армии, и понять – что бы нам такого насущного ещё успеть почерпнуть в стенах нашей альма-матер.
И много всякого такого мы увидели, и много всякого захотелось почерпнуть, но разговор не об этом, ибо интересен он сугубо узкому кругу лиц.
Стажировку ваш рассказчик проходил в прославленном Забайкальском военном округе, в 1991 году. И была там такая точка, дальше которой место сыскать можно было только за полярным кругом, пожалуй. И называлось сие место весьма героически – отдельный гарнизон «Победа». И стояло в нём два ОПулАБа (отдельных пулемётно – артиллерийских батальона). Представляли они из себя огневые точки укрепрайона вдоль границы с нашими любвеобильными соседями – китайцами. Ну а любвеобильные они, как общеизвестно, ввиду своей численности, ибо чтобы так наплодиться, любовью надо заниматься вожделенно и самоотверженно, с осознанием полной поддержки линии компартии и заветов Мао.
Наша же партия в то время, раскинув мозгами членов политбюро, не без оснований решила, что сдержать братскую любовь желтолицых коммунистических собратьев, в случае чересчур настойчивого её проявления оными, сможем мы только соорудив великую китайскую стену укрепрайонов, сдобренную ядрёными головками и всяким таким оружием массового умиротворения не менее массовых соседей.
Но ближе к телу делу. Батальон, в котором я имел честь стажироваться включал роту НТОТ (неподвижных танковых огневых точек). И рота эта «вооружена» была теми самыми ИС-3! (напомню – на дворе был 1991г).
Для обучения стрельбе ездили мы на полигон, что был на границе с Китаем. И палили из танков в аккурат в его сторону! Пушка на ИС-3 122мм, раздельного заряжания. При выполнении упражнения заряжающим у меня был солдатик из Азербайджана (тогда были ещё советские времена, которые хоть и заканчивались уже, однако в армии служили представители всех республик СССР), больно худенький и щупленький. Когда тащил он снаряд (а весу в том осколочно-фугасном снаряде было ажно 25 кг!) то очковал я сильно, чтобы не уронил он ношу свою – снарядик то уже со взрывателем вкрученным. Хоть и не должен сработать от падения, но как говорится «должен – но не обязан». А потом ещё и гильзу с порохом 15 кг бойчишка сей тараканил. И так три раза.
Полный боекомплект (28 снарядов) на стрельбах мы, конечно, не использовали - и трёх хватало чтобы ощутить себя причастным к «оружию времён Победы».
Для дружеской беседы с желтолицыми друзьями, в данном танке присутствовал также пулемёт ДТМ (Дегтярёва танковый модернизированный). Да-да, тот самый Дегтярёв! Только диск сверху не пехотный – большой, а танковый – маленький и толстенький, дабы можно было всю эту конструкцию в гнездо своё затолкать. Помню разбирался этот пулемёт интересно – отвёрткой выкручивался винт сбоку ствольной коробки, а потом просто переворачивался и из него всё высыпалось («всего» этого было детальки три – крышка коробки, пружина да затвор). В ствол пулемёта страшно заглядывать было – не чистили их с того самого 45 года выпуска. И ведь стрелял! Только магазинов с собой надо было побольше брать, ибо если задержка, то проще новый поставить, чем со старым разбираться.
Прицел в башне был не привычный нам перископический, а прямой, как подзорная труба и крепился вдоль ствола.
Короче, загрузили – зарядили мы всё, навёл я как инструктировали перед этим. Прижался к погону башни, зажмурился, и стукнул ногой по педали спуска пушки. Выстрел!
Снаружи всё выглядело, будто не башня стреляет, а в неё снаряд попал… Всё в дыму, пыли и дерьме траве разлетающейся. Ну дык срез пушки над землёй всего в полуметре, так что от выстрела всё вокруг разлетается со страшной силой. Из пулемёта, конечно, не так страшно пулять было – навёл через тот же прицел, крикнул заряжающему «короткая!» и он давит на спуск пулемёта пальцем своим. И никакого тебе электричества!
Короче наши, как всегда, победили. И поехали мы обратно в гарнизон «Победа» победу эту отмечать. Но это уже, как говорится, совсем другая история.
Как я заявлял впоследствии, после возвращения из мест не столь отдалённых своей стажировки – не удивлюсь, если где-нибудь ещё подальше на карте нашего СССР, есть воинские части, где бойцы из луков стреляют и бумерангами боевыми незаряженными пользуются😁.