Биография Франса Пурбуса Младшего такая же гладкая, как его картины. Зацепиться не за что. Тем не менее, попробуем. Семья художника была родом из провинции Брабант, славящейся своими кружевами. Однако отец и дед Пурбуса Младшего были художниками. По настоянию своего отца Франс Пурбус Старший отправился в Антверпен, чтобы поступить в художественную мастерскую семьи де Вриндт. Там Франс знакомится с Сюзанной де Вриндт, дочерью архитектора, скульптора и рисовальщика Корнелиса Флориса де Вриндта. Они поженились и осенью 1569 года на свет появился Франс Пурбус II. Когда в 1576 году умерла его мать, а в 1581 году – отец, дед, Питер Пурбус, забрал двенадцатилетнего внука в свой родной город Брюгге. Питер обучает Франса профессии портретиста, однако в 15 лет сирота теряет и его. По всей вероятности, он продолжил обучение у Франса Франкена Старшего, тоже обучавшегося в мастерской Вриндтов. По крайней мере, первая подписанная работа Пурбуса – его портрет.
В 1591 году Франс был принят в гильдию св. Луки в Антверпене, города Южных Нидерландов или Фландрии, оставшейся под властью испанцев. Молодой талантливый художник был замечен брюссельским двором и в 1599 году правитель Альбрехт VII Австрийский и его жена Изабелла Испанская поручили Пурбусу написать их портреты. Однако они настаивали на испанском парадном стиле, сухом и чопорном. И ради столь выгодного заказа Франс изменил свою фламандскую реалистическую манеру, в которой писали его дед и отец. Однако если на портрете Альбрехта, тщательно выписывая позолоченные доспехи, драгоценную цепь и роскошный кружевной воротник, он не забывает и о лице эрцгерцога, в котором чувствуется напряжённая жизнь, то его супруга, испанка, выглядит как разряженная кукла. Возможно, тут сказались предпочтения самого Пурбуса, больше симпатизировавшего австрийским Габсбургам. В общем, портреты понравились, и спустя несколько лет он получает должность придворного художника испанских наместников Фландрии. Таким образом, Франс начинает плести свою карьеру и жизнь как дорогое красивое кружево.
Франс стал довольно известным художником, и ему даже стали поступать заказы из заграницы. Так, в 1600 году Винченцо I Гонзага, герцог Мантуи, уговорил его увековечить свою семью и Пурбус оказался в Италии. Между 1601 и 1608 годами он делил своё положение придворного художника с более молодым, и менее известным, многообещающим живописцем Питером Паулем Рубенсом Абсолютно неизвестно ни о каких склоках между ними. Наоборот, в их работах становится заметным влияние друг на друга. Например, картины Пурбуса оживляются благодаря более красочной палитре. А вот серьёзные лица и полные достоинства позы Франс позаимствовал у Антониса Мора, придворного живописца испанского короля, чьи работы он видел при мантуанском дворе. Среди произведений Пурбуса этого периода меня привлекло изображение младшей дочери Винченцо, шестилетней Элеоноры. Застенчиво улыбаясь, та держит в правой руке персик (или яблоко, символ смертного греха), а в левой – колечко (как напоминание о Вечности или о бренности жизни). Через двадцать лет Элеонора Гонзага станет императрицей и прославится своей красотой и религиозностью. Для Пурбуса же это произведение положило начало той череде детских портретов, которые в немалой степени способствовали его славе.
В 1609 году французская королева Мария Медичи попросила Пурбуса написать её собственный портрет и портреты членов её семьи. И вот уже художник во Франции. Придворным художником французского двора в ту пору был Иероним Франкен, старший брат Франса Франкена, одного из учителей Пурбуса. Он был опытным художником и служил королеве Луизе Лотарнгской, королю Генриху III Валуа, королеве-матери Екатерине Медичи. А затем – Генриху IV Бурбону и его второй жене Марии Медичи. Иероним стал наставником Франса. Именно во Франции Пурбус усовершенствовал свой стиль. В 1610 году он пишет портрет старого развратника Генриха IV, основателя королевской династии Бурбонов. Красный занавес и скатерть, на фоне которых хорошо выделяются его чёрные латы, отвлекают внимание от малого роста короля и его лица с хитрым взглядом и седой бородой, в которой тот прячет усмешку сатира. Доспехи же Генриха призваны показать его решимость сразиться с Габсбургами, захватившими территории, когда-то принадлежавшие Франции. Однако в том же году король был убит фанатиком Равальяком, подосланным иезуитами.
После гибели Генриха IV регентшей Франции стала его тридцатипятилетняя вдова Мария Медичи, которую Пурбус изобразил в траурном одеянии в кресле на фоне позолоченных деревянных панелей. В руках же королева-мать держит веер на испанский манер. Томный взгляд итальянки, которую подозревали в участии в заговоре против мужа (убитого на следующий день после её коронации), обращён на зрителя, а на губах играет улыбка. Гладкая белая кожа красиво оттенена прозрачным стоячим воротником и жемчугом на шее. Словом, идеальный портрет! И никакой печали по мужу! По сути, королём теперь стал итальянец Кончино Кончини, имевший беспрепятственный доступ в спальню королевы. При этом Мария частенько поднимала руку на своего несовершеннолетнего сына Людовика ХIII, ненавидевшего фаворита матери. По сути, мы видим несоответствие её внутренней сущности с портретом Пурбуса. Впрочем, для последнего было главное – угодить заказчику.
В 1610 году также умирает Франкен и Пурбус получает должность придворного художника Людовика ХIII. Кружево его судьбы становится всё затейливее и дороже. Также красив и портрет юного короля. В розовом одеянии, расшитом золотыми нитями, на фоне зелёного занавеса Людовик похож на сказочного принца. Однако его жизнь, несмотря на то, что он унаследовал королевский престол, не похожа на сказку. После смерти отца мальчиком, по сути, никто не занимался. Лишь первая жена Генриха IV, королева Марго, изредка приходит во дворец, чтобы поиграть с замкнутым, хмурым и печальным Людовиком. Тем не менее, Пурбус изобразил его без тени грусти на розовощёком лице. Подбоченившись, Людовик с достоинством положил другую руку на эфес шпаги. Всё, как и положено королю. И никто уже, даже Мария Медичи, не вспоминает о предупреждении Генриха IV: «Молитесь, чтобы я прожил как можно дольше, мадам, иначе этот гадкий мальчишка будет плохо обращаться с Вами!»
Зато на младшего брата короля Гастона, герцога Анжуйского, художник особо не тратит ни красок, ни усилий. Будущий герцог Орлеанский изображён по пояс в белом атласном одеянии на тёмно-красном фоне. Тем не менее, фламандец зорко подметил его недоверчивый взгляд и недовольное выражение лица, хотя, в отличие от старшего брата, Гастон был любимцем матери. Интриган и завистник, он в будущем немало попортит крови Людовику в борьбе за королевский престол. И, постоянно терпя поражение, будет предавать своих друзей и союзников, лишь бы сберечь свою никчёмную жизнь. А потом, всеми забытый, умрёт в своём замке Блуа.
Когда трёхлетнему Людовику сообщили, что он помолвлен с инфантой, малыш сразу нахмурился: «Нет, я не хочу её. Она ведь испанка, а испанцы — наши враги». Кажется, Пурбус был согласен с ним. В 1615 году четырнадцатилетнего короля всё же женили на его ровеснице Анне Австрийской (род Габсбургов происходил из Австрии), дочери Филиппа III, короля Испании, и придворному живописцу сразу заказали портрет молодой королевы. И вот, уже одетая по французской моде, Анна стоит на балконе дворца, позируя Пурбусу. Используя всё тот же знаменитый красный занавес для фона, он кладёт её правую руку на огромный католический крест на груди, и помещает возле ног собачку – символ супружеской верности. На красивом же лице испанки застыло надменное выражение. Интересно, что у Анны была аллергия на запах роз, а из-за слишком нежной кожи она могла спать только на шёлковых простынях. Однако в её торжественной позе нет и намёка на слабость. А больше чем за двадцать пять лет супружеской жизни она родит Людовику ХIII всего лишь двух сыновей. И то историки будут приписывать их отцовство то кардиналу Ришелье, то кардиналу Мазарини.
Одновременно с женитьбой Людовика ХIII его сестра, тринадцатилетняя Елизавета Бурбон, вышла замуж за короля Испании Филиппа IV. И за её предсвадебный портрет я готова простить Пурбусу все его тщательно выписанные суховатые работы. В данном случае миловидное лицо принцессы с ясными глазами, ровным носиком и розовыми губками (не говоря уже о ямочке на подбородке) находится в полной гармонии с её великолепным нарядом. Бархатное платье кирпичного цвета оттеняет её бронзовые волосы, завитые в мелкие кудряшки, которые, как и воздушные кружева круглого воротника и манжетов, подчёркивают лёгкость характера Елизаветы. Правда, лицо её серьёзно, зато уголки губ приподняты, словно она с трудом удерживает улыбку. В то же время, изящные пальчики машинально теребят драгоценное украшение на груди. Конечно, принцесса, приняв испанское имя Изабеллы, тосковала по милой родине. Зато супруг, которому Изабелла родила восемь детей, души в ней не чаял. И после её смерти в Испании сохранилась хорошая память об этой доброй государыне.
А вот ещё один прекрасный портрет кисти Пурбуса, на этот раз принцессы Кристины Марии Бурбон, сестры Елизаветы. Взрослая причёска пятилетней девочки украшена красными цветами. А платье из-за нежного возраста принцессы довольно лёгкое. Что же касается высокого воротника с зубцами, то он, кажется, трепещет от малейшего движения. Судя по всему, Кристина была большая непоседа. Её глаза, обращённые на зрителя, искрятся, а ротик поневоле растягивается в улыбке. В возрасте тринадцати лет Кристину, как перед тем и Елизавету, выдали замуж за герцога Савойи Виктора Амадея I. Родив семерых детей, она после смерти мужа взяла на себя регентство, которое оспаривали два её деверя, поддерживаемые Испанией. Но с помощью Франции герцогиня удержала власть и продвигала в Савойе культуру своей родины.
Что же касается младшей из принцесс, Генриетты Марии Бурбон, названной одновременно в честь отца и матери, то она с детства умела очаровывать и одновременно держать на расстоянии, так как находилась под влиянием монахов-кармелитов. Для двухлетней малышки живописец нашёл самые светлые, почти пастельные краски. В причёске и в руках у неё цветы и сама она похожа на цветочек, красиво выделяющийся на тёмном фоне. Внимательный взгляд принцессы не вступает в противоречие с пухлыми щёчками и рассеянной детской улыбкой. Замуж она вышла позже сестёр, в шестнадцать лет, за Карла I Стюарта, короля Англии, Шотландии и Ирландии. Во время Английской революции отправилась в Нидерланды собирать средства для мужа, затем высадилась на берегу Йоркшира, чтобы поднять население на его защиту. Когда же дела Карла стали совсем плохи, бежала во Францию и там узнала о казни короля. После реставрации Стюартов вернулась в Англию. Затем снова отправилась во Францию, чтобы выдать дочь за герцога Орлеанского, и умерла на родине. Была матерью двух английских монархов Карла II Стюарта и Якова II Стюарта, а также бабушкой ещё троих.
Из мужских же портретов работы Пурбуса (не считая красивого изображения Филиппа III) мой самый любимый – «Портрет француза», где художник полностью раскрыл яркий характер модели. Недаром портрет получил такое название. Чуть завитые волосы обрамляют энергичное лицо мужчины с прищуренным проницательным взглядом, носом с горбинкой и залихватски закрученными усами. Его острая бородка лежит на белом воротнике, обшитом великолепным кружевом. В правом ухе сверкает серёжка, а на груди висят на цепочке золотые часы. Считается, что художник изобразил здесь Шарля д’Альбера, фаворита Людовика ХIII. Он сумел заслужить расположение Людовика, выучив его дрессировать птиц. Сближала их обоих и страсть к охоте. Когда Людовик XIII достиг совершеннолетия, Шарль ловко внушил ему мысль сбросить иго матери и её фаворитов. Устранив супругов Кончини, Людовик заточил Марию Медичи в Блуа. А ради д’Альбера восстановил упразднённое звание коннетабля Франции и в 1619 году учредил для него титул герцога де Люин. Однако через два года коннетабль попал в опалу и умер не на поле боя, а от скарлатины.
Помимо портретов художник писал иногда картины на библейские темы. Например, «Тайную вечерю», исполненную им за четыре года до смерти. И тут, отойдя от своей манеры, вместо прекрасных юношей, он окружил Христа под видом апостолов самыми обычными людьми, которых каждый день видел на улицах и в трактирах. Лишь только пол, выложенный мраморными плитами, напоминает о роскошных интерьерах его портретов. Может, Пурбус вспомнил свою молодость? И на кружеве его жизни появился узелок, уже не первый. Дело в том, что он давно был влюблён в Элизабет Франкен, дочь своего наставника Иеронима. Но в 1607 году Франкен был возведён в дворянство и стал именоваться: «дворянин, живописец короля». Вероятно, поэтому при его жизни Франс и Элизабет не поженились. В 1614 году у них родилась дочь Элизабет Пурбус. Почему же тогда сорокапятилетний Франс не узаконил свою связь? Или благородная Элизабет Франкен не пожелала выйти за него замуж? Сама она пошла по стопам отца и писала довольно посредственные картины. Однако проявила талант в коммерческой деятельности, продавая произведения искусств. К тому же, именовала себя: «Изабелла» на испанский манер. В общем, кружево судьбы художника порвалось. Когда он умер в 1622 году, Мария Медичи стала заказывать картины у Рубенса, талант которого быстро затмил работы Пурбуса. На своём автопортрете художник выглядит старше своих лет и кажется таким печальным… Мой рассказ о нём тоже получился не слишком весёлым. Интересно, почему сирота из Антверпена, добившись с помощью своего трудолюбия успеха и достатка, не смог достигнуть простого семейного счастья?