Найти тему

Что такое эффект Моцарта?

Фото из открытого источника. Автор Hamid Tajik.
Фото из открытого источника. Автор Hamid Tajik.

Некоторые исследователи пришли к выводу, что прослушивание произведений австрийского музыканта Вольфганга Амадея Моцарта, а также других произведений классической музыки ускоряет раннее развитие определенных когнитивных функций. Это гипотеза, с которой нет полного согласия, поскольку многие эксперты утверждают, что в этом отношении ничего не доказано: как и во многих других аспектах интеллектуального развития детей, трудно провести строгие эксперименты. В любом случае, исследование, проведенное неврологами из Мэрилендского университета (США), дает представление о возможных физиологических основах предполагаемого эффекта Моцарта. Авторы статьи собрали данные о типе клеток, присутствующих в области первичной обработки мозга на раннем этапе развития. До сих пор считалось, что так называемые субпластинчатые нейроны являются частью структурного каркаса и не играют никакой роли в передаче сенсорной информации, но эксперимент показал, что они проводят сигналы. Это открытие подкрепляет предыдущие исследования, документирующие нелокализованную активность мозга плода в ответ на звук. Вышеупомянутые нервные клетки являются одними из первых, которые интегрируют кору головного мозга, область, которая контролирует восприятие, абстрактные рассуждения, язык и память.

Теория начала формироваться в 1991 году, когда французский отоларинголог и исследователь Альфред А. Томатис опубликовал книгу Pourquoi Mozart, основанную на его методе Tomatis. Это терапевтическая процедура, в которой музыка используется во время терапевтических сеансов с пациентами, основанная на идее, что произведения Моцарта могут даже излечить случаи депрессии. Метод Tomatis направлен на стимуляцию слуха и нервной системы для интеграции различных аспектов человеческого развития и поведения. В 1993 году психолог Франческа Раушер из Калифорнийского университета описала в статье Music and Spatial Task Performance, опубликованной в журнале Nature, положительное влияние на тесты пространственно - временного мышления, которые наблюдались у 36 студентов, прослушавших в течение 10 минут сонату для двух фортепиано ре мажор KV 448/375a (включена в каталог Köchel). Исследование проводилось с тремя группами старшеклассников. Пока некоторые из них слушали Моцарта, вторая группа слушала инструкции по расслаблению, направленные на снижение артериального давления, а третья молчала. Исследователи обнаружили, что студенты, которые слушали Моцарта, получили более высокие баллы, чем студенты из других групп. Однако сама Франческа Раушер позже ясно дала понять, что нет никаких научных доказательств того, что при прослушивании какой-то музыки повышается интеллект. Дальнейшие исследования показывают, что сонаты Моцарта приятны для слуха, но из этого нельзя сделать вывод, что они повышают интеллект детей.

Наука
7 млн интересуются