Мошенники, увы, не дремлют, изобретая все более изощренные способы обмана людей, особенно - пенсионеров. Не хочу обидеть старичков, но именно они более наивны, не разучились доверять работникам в униформе, уже не очень хорошо видят и плохо пользуются интернетом.
Предупреждайте постоянно своих бабушек и дедушек, чтобы:
- не доверяли незнакомцам, хоть из собеса, хоть из приёмной Путина,
- не сообщали никому номер банковской карты;
- не переводили никуда без вашего ведома деньги со счета.
Теперь новая напасть появилась - поддельные квитанции за квартиру или свет, газ, с поддельным QR-кодом для быстрой оплаты в банкомате.
QR-код - это такой черный квадратик из узоров, расположенный в правом верхнем углу квитанции. Достаточно поднести его к экрану банкомата или телефона (если приложение считывания штрих-кодов установлено), и тут же можно оплатить сумму, указанную в платежном документе.
Удобно:
- не надо данные вводить - ФИО, адрес УК, реквизиты, сумму;
- все сразу появляется на экране, остается кнопку "Оплатить" нажать.
Этим мошенники и пользуются. Если раньше они ходили по квартирам, нарядившись газовиками, электриками, за огромные деньги заставляли доверчивых стариков современное газовое оборудование покупать, теперь это в прошлом практически.
Мошенники поступают по другому:
- вытаскивают из почтовых ящиков в подъездах квитанции (сделать это несложно, поверьте, можно даже с почтальоном сговориться, и такие случаи известны, или ходят за почтальоном в определенные дни);
- печатают поддельные квитанции в фотошопе, не отличимые на вид от настоящих, один в один, заменяя лишь QR-код на свой;
- оплатив "липовый" счёт, все деньги человек отправляет не в УК, а мошенникам.
Обман из личного опыта
Я уже с этим способом мошенничества столкнулся в прошлом месяце при оплате квитанций за свет двум бабушкам-соседкам. Помогаю им, живем в одном подъезде, захожу пару раз в месяц забрать у них квитки и деньги, оплачиваю, заношу обратно с чеками.
У одной бабули при оплате по QR-код всё прошло как обычно, у другой лицевой счет оказался не нашим. Себе бы оплачивал - не обратил внимания, а тут чужим людям деньги вношу, перепроверяю по бумажкам каждую букву. Оплачивать не стал, позвонил в Энергосбыт, уточнил данные, оказалось, не меняли.
Почему разные квитки оказались? Настоящий бабуле почтальон лично заносит в квартиру, знакомая женщина, а поддельный соседка из ящика достала. Если бы не перепроверил - 325 р. ушло бы мошенникам. Предупредил старушек.
Как не обмануться при оплате
Как я уже писал, квитки напечатаны один в один, заменен лишь штрих-код в углу бланка. Остальное хоть с лупой рассматривай, как я делал, не докопаешься. Принтеры сейчас любые купить можно.
И заметьте, достать квитанции легко - обычно почтальоны их до конца в ящики не прячут, оставляют край свисать, или всю стопку складывают поверх ящиков. Бери - не хочу.
Единственный выход, я думаю, перепроверять все данные, или оплачивать не по квитку, принесенному почтальоном, а через онлайн-сервисы:
- через сбербанк-онлайн (или личный кабинет любого другого банка), но тут обычно комиссия берется;
- через личный кабинет, где передаете данные за свет газ, мусор;
- через функцию автоплатёж, введя шаблон.
Я везде себе автоплатежи подключил, указал на сайте, поставив галочку, что в бумажном формате отправлять мне не надо. Но не все так умеют, особенно пенсионеры в возрасте за 70 (молодые некоторые пенсионерки получше молодёжи в интернете шарят, но не все так могут).
Советую или не получать по почте платежки, или каждый раз перечитывать всё, по реквизитам с официального сайта оплачивать. Код подделать недолго.
Сталкивались с таким способом обмана или впервые про него слышите? Как оплачиваете коммунальные платежи?