Найти тему

Когда крестился князь Владимир с дружиной, а когда — народ русский

Владимир Святославич со своей дружиной крестился в Херсонесе в 988 году. В том же году, после возвращения в Киев, по приказу князя должны были пройти обряд крещения киевляне (так это описано в «повести временных лет»). Позже, хотя точных данных нет, по сведениям Новгородской летописи, провели крещение в Новгороде.

«Крещение князя Владимира». Фреска работы В. М. Васнецова в киевском Владимирском соборе. Конец 1880-х
«Крещение князя Владимира». Фреска работы В. М. Васнецова в киевском Владимирском соборе. Конец 1880-х

О принятии христьянства в других городах и поселениях, находящихся под властью Киева, «повесть временных лет» сообщает так:

«И нача [князь] ставити по градомъ церкви и попы, и людие на кресщение приводити по всемъ градом и селомъ. И, пославъ, нача поимати у нарочитой чади дѣти, и даяти на учение книжное. А матери же чадъ своихъ плакахуся по нихъ, и еще бо ся бяху не утвѣрдилѣ вѣрою, но акы по мерьтвѣцѣ плакахуся».

К. В. Лебедев. «Крещение киевлян»
К. В. Лебедев. «Крещение киевлян»

Но есть и другая хронология крещения князя Владимира Святославича и Руси. Она описана в произведении Иакова Мниха (монаха) «Память и похвала князю русскому Владимиру», датируемая серединой 11 века. Иаков пишет, что взятие Херсонеса и крещение князя не имеют общих причин. Владимир был крещен в Киеве в 987 году, а взял Херсонес и венчался с царевной Анной в 989 году, а не в 988-м.

«Повесть временных лет» практически не называет причин захвата Херсонеса. А Иаков Мних и несколько других источников говорят, что захватить город князь решил, чтобы заставить Византию выдать за него Анну. Очень не хотели правители Византии родниться с нашим князем, так как считали его диким варваром.

«Крещение русов». Миниатюра из среднеболгарского перевода летописи Константина Манассия (Московский список 1345 года, находится в Государственном историческом музее)
«Крещение русов». Миниатюра из среднеболгарского перевода летописи Константина Манассия (Московский список 1345 года, находится в Государственном историческом музее)

Ученые больше доверяют версии Иакова чем «Повести временных лет», а других данных о событиях тех лет у нас практически нет.

В цитате из «Повести временных лет» говорится, что многие «не утвердились еще в вере». Процесс смены религии населеним Киевской Руси прошел не за день, а занял довольно долгое время.