Найти тему
Дмитрий Ерохин

15 лет – к.ф.-м.н. по специальности «Биофизика»

Ровно 15 лет назад я отсыпался и приходил в себя после многомесячного марафона, нескольких бессонных суток и очень напряжённого, ответственного, переживательного дня – дня защиты моей кандидатской диссертации. Физико-математических наук, по специальности «Биофизика».

В тот день завершился очень большой и важный этап моей жизни. Результаты исследований вошли в перечень достижений Сибирского отделения РАН. Публикации вошли в национальную библиографию по теме глобальных климатических изменений. И не только национальную. На наши публикации ссылаются и наши данные используют по всему миру. Не зря я вспоминал в своих публикациях Грету Тунберг и её апелляции к 2030-му году, году, после которого вряд ли удастся изменить негативный тренд в потеплении атмосферы и значительных климатических изменениях.

Сегодняшний день – это хороший повод коротко описать суть нашей работы. Она называлась «Изучение глобальной динамики углекислого газа при помощи минимальных математических моделей» и её смысл заключался в том, чтобы описать сложнейшую глобальную динамику углекислого газа в огромной биосфере с помощью всего лишь нескольких уравнений. Казалось бы, это невозможно. Но у нас это получилось. С помощью этого подхода удалось определить лимитирующие факторы, влияющие на процесс и оценить вероятность наступления необратимых изменений. Оказалось, что глобальная биосфера начнёт разрушаться в 2030-м году с вероятностью большей, чем вероятность падения пассажирского авилайнера.

Почему мы сравнивали именно два этих события? Причина том, что вероятность падения авиалайнера вызывает у потенциальных пассажиров и властей, управляющих обществом, большую озабоченность и как следствие большое количество усилий, чтобы авиакатастрофу предотвратить. В то же время возможность крушения глобальной биосферы при такой же вероятности не вызывает в обществе и в правящих кругах практически никакой реакции. Парадокс.

Я пишу «нашей», «мы», «нас», потому что в этой научной работе участвовало очень много людей. Прежде всего, это мой научный руководитель, учёные, на достижениях которых были основаны гипотезы и модели, использованные в диссертации. Наставники и консультанты, участие и обратная связь от которых помогли сделать работу более цельной и взвешенной. Руководство Института Биофизики, которое оказало неоценимую организационную и научную помощь. Например, как особо ценного научного сотрудника меня не забрали в армию, потому что руководство института обратилось с прошением об отсрочке призыва. Казалось бы, это сугубо житейский вопрос, но кто знает, как бы изменилась моя судьба и перспективы всей работы, если бы обо мне не позаботились таким внимательным образом. Случайно встреченный в дверях актового зала коллега по институту, который помог разобраться с ноутбуком, чтобы он правильно выводил на проектор презентацию с докладом. И это за пять минут до начала защиты! Спасибо тебе, неравнодушный человек, всем вам Огромное Спасибо! Благодарю вас всех и каждого!

Свою научную работу я начал когда-то с вопроса – «Почему люди разрушают своими действиями нашу планету?» Научный руководитель ответил мне, что с такой темой диссертации в нашем городе будет невозможно защититься и нужно проводить исследования на более приземлённую тему, например, по глобальной динамике углекислого газа. Тем не менее, поиски ответа на базовый вопрос привели меня к пониманию целостности человека, биосферы, планеты, вселенной. Удивительно, как эти ответы гармоничного легли в тибетские, даосские, ведические, древнерусские представления об устройстве мира, человека, о его внутреннем Вселенной и о его взаимоотношении с Большим.

Сейчас я наполнен Благодарностью к произошедшему и Вдохновением от того, что может произойти, когда балансируешь на грани доказательной науки и научных знаний, существующих вот уже несколько тысяч лет.

Наука
7 млн интересуются